Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 29 ноября 2024 г.
  4. № 47 (6961) (27.11.2024)
Литература Библиосфера

Два кибермира

29 ноября 2024

Ольга Ускова. СИ-ПИ. СПб.: Питер, 2025. – 304 с. – 20 000 экз.

Прогресс технологий – добро или зло? Где проходит та граница, за которую науке лучше не заглядывать? Как человеку приспособиться к сосуществованию с роботами? Все эти вопросы пронизывают весёлую детскую историю, автор которой – учёный, экспериментатор, руководитель крупного проекта в области искусственного интеллекта.

Со времён великого сказочника Гофмана, заворожённого темой механизмов, подменяющих и заменяющих человека, литература ищет ответ на вопрос: что такое робот? Даже сам термин родился не в научном или философском, а именно в литературном произведении – в пьесе чешского писателя Карела Чапека. Общий для славянских языков корень от слова «работа» вроде бы даёт понять, что свои механические подобия человек создаёт для практических целей. Роботы должны избавить людей от тяжёлого однообразного труда, облегчить обустройство быта и сложные скоростные вычисления. Но в то же время сущность робота – человекоподобие, и здесь коренится сложная нравственная дилемма. Как избавиться от ощущения, что имеешь дело именно с устройством, а не с живым существом, противоречивым и эмоциональным? И как долго сам робот, наделённый интеллектом, будет мириться со своим зависимым положением?

Именно на эти вопросы пытается ответить маленький герой книги Ольги Усковой «СИ-ПИ».

Пусть вас не смущает название – это всё же детская книга, рассчитанная на чтение в семейном кругу, к тому же «СИ-ПИ» вполне подходящее имя для симпатичного домашнего робота, который создали мальчик Ваня и его папа Антон из деталей маминого кухонного комбайна. «Пару дней назад Ваня встроил ему программу для написания школьных сочинений. Но что-то там пошло не совсем так, и Си-Пи вместо написания сочинений, например, на тему «Описать картину И. Левитана «Весна. Большая вода» или «Разговор солнышка с сосулькой», начал по любому поводу сочинять стишата-роботята».

В сюжете звучат отголоски множества любимых книг – тут и кэрролловская «Алиса», и «Волшебник Изумрудного города» в изложении Волкова, и сказки Астрид Линдгрен. Рыжеволосая девочка-биробот, в которую влюбляется Ваня, похожа одновременно на Пеппи Длинный Чулок и на Чеширского Кота. Бунт домашних предметов обихода вроде пылесосов и кофемашин в начале истории напоминает огорчительно-смешную ситуацию поэмы «Федорино горе».

При этом «СИ-ПИ» вовсе не постмодернистский салат, а весьма увлекательная и связная история с интригой, приключениями, тайной и зашитой внутри важной философской дилеммой.

Тут придётся открыть секрет, благодаря которому кибермир в книге получился столь убедительным. Ольга Ускова не просто писатель, а президент Российской компании по производству интеллектуальной начинки для роботов «Когнитив Пилот» и автор взрослых книг-бестселлеров про искусственный интеллект – «Этюды Черни» и «Раша».

И проблема нравственного выбора, всё острее звучащая в этой сфере, не раз озвучивалась Усковой в её интервью. Она прямо говорит о том, что работы над созданием искусственного мозга пробуждают в учёных лёгкое чувство вины перед человечеством. Как, возможно, было у Оппенгеймера и Курчатова на ранних стадиях атомного проекта.

Транслируют эти тревоги в книге в основном положительные персонажи, которых отчасти создал, отчасти вынудил стать «робросами общества» демиург, правитель и создатель подземного государства Недрусь (от слова «недра»), учёный-ренегат по прозвищу Геолог. Он прямо объявляет тезисы своей антигуманной позиции: «Мы построили новую страну. Мы населили её новыми сверхсуществами. Мы для них Боги. Люди на поверхности больше ни для чего не нужны».

К слову, Геолог осуществил научный прорыв в сверхбудущее не самостоятельно, а после того, как нашёл в отдалённой местности потерпевший крушение космический корабль с планеты Андробеда. Инопланетяне пытались предупредить землян о грозящей им гибели, но не успели. Геологу достались лишь обрывочные сведения об их планете и два кристалла с зашифрованной информацией – инструкциями по созданию двух миров.

«Но Голубой и Красный миры принципиально отличаются своей Главной Целью и Системой Управления.

Красный, Куги, возникает при помощи Красного Кристалла. Его цель – роботы и биоботы служат и дружат с людьми. То есть создаётся Единый мир, которым управляют люди, а роботы – их верные товарищи.

Голубой, Гуки, возникает из Голубого Кристалла. Его цель – роботы вместе с биоботами конкурируют с людьми. То есть создают мощное соревнование, которое подстёгивает законы эволюции людей и механизмов и заставляет и тех и других развиваться быстрее. Они не друзья. Они конкуренты.

Между андробедянами в своё время произошёл великий спор, как правильно дальше развиваться их планете, и они решили строить оба мира: Гуков и Кугов, чтобы потом понять, какой им больше подходит. Но что-то, видимо, пошло не так, раз планета погибла...»

Спасти от гибели планету Земля и предстоит русскому мальчику Ване Че (он человеческий детёныш). По законам сказки он должен найти новых друзей, распознать врагов и сразиться с ними, а также найти потерянного друга – робота, сделанного из кухонного комбайна мамы, по которой Ваня скучает, как всякий земной малыш.

Притча Ольги Усковой – тот самый случай, когда «намёк, добрым молодцам урок» может объединить за чтением всю семью. И молодых родителей, чья жизнь, как у всех нас сегодня, проходит в интернете; и бабушек с дедушками, которым при помощи узнаваемых персонажей будет любопытно осмыслить проблемы нашего технологического будущего; и – главное – ребят от шести и старше лет. Потому что здесь, как во всякой интересной детской книге, есть приключения, загадки, дружба и предательство, немного страшного и много смешного, а ещё и дополнительный бонус – правила и расстановка участников в играх, в которые играют персонажи. Ведь создание искусственного мозга – это тоже своего рода игра в рулетку, где человечество может заполучить огромный куш, а может потерять всё, что имеет. Даже саму жизнь на нашей прекрасной планете Земля.


Обсудить в группе Telegram

Ольга Погодина-Кузмина

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Суровый и цельный мир

    24.05.2025
  • Кушнер – свет солнечный, Бродский – свет лунный

    24.05.2025
  • Ты поскачешь

    24.05.2025
  • Гора желаний*

    23.05.2025
  • Полон солнца Ваш земной последний день

    23.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • При свечах в келейном полумраке

    1043 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS