Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Два шага в бессмертие

01 января 2007

Бергман и Антониони... Они ушли друг за другом. Сначала швед. На следующий день – итальянец. Оба прожили долгие, удивительно цельные жизни. Оба, кажется, были последними режиссёрами, которые делали кино. Именно кино как визуальный вид искусства. Когда им хотелось что-то просто рассказать, они писали. У Бергмана была «Латерна Магика», у Антониони – «Тот кегельбан над Тибром».
Их кинематограф никогда не был снятым на плёнку спектаклем. Оба добивались в своих фильмах истинности документального свидетельства, неспешно фиксируя общие планы, внимательно останавливаясь на деталях. В их объективы попадали фотографически значимые картины, будь то портреты или пейзажи. Оба сторонились вычурности, но обоим хватало вкуса найти в «необработанной жизни» эстетически ценные объекты и предложить их в качестве примера для строительства бытия. Оба, к сожалению, пережили своё актуальное творчество.
И дело вовсе не в том, что их фильмы устарели, что их значимость с годами потускнела. Нет, они навсегда останутся в истории культуры. С ними будут спорить. Им будут подражать. Они никогда и никого не оставят равнодушными. Но вот делать кино так, как делали это Антониони и Бергман, уже редкий осмелится. Слишком совершенным было их ремесло, слишком «барственны» были оба в своих поисках. Визионеры, они опоэтизировали быт, полагая вслед за Уайльдом искусство первичным по отношению к жизни. Мистагоги, они проводили зрителя по запутанной простоте своих миров, наделяя ведомого новым опытом погружения в «иное». Даже если это «иное» было всего лишь обратной стороной обыденности, столь же внешне банальное, как и «лицо повседневности».
Кинематографисты не исчезают. Бессмертными и Ингмар Бергман, и Микеланджело Антониони стали давно. Их фильмы уже долгое время существуют независимо от них. Физическая смерть классиков поставила только «частные точки» в их личной биографии. Но их субъектность – навсегда. Как только будет появляться новый стоящий кинематографист или напоминать о себе уже известный из «настоящих», за его спиной будут вставать «тени незабытых предков». 

Валерий АНТОНОВ

Тэги: Память
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Когда я был маленьким, была блокада...

    03.05.2024
  • Памяти Владимира Павловича Смирнова

    11.02.2024
  • «Это нужно — не мёртвым! Это надо — живым!»

    04.09.2023
  • Отец «Ну, погоди!»

    06.07.2023
  • 46 звёзд на фюзеляже

    21.06.2023
  • Летний поэт Жуковский

    346 голосов
  • Когда пришел на поле он…

    290 голосов
  • Нельзя поклоняться дьяволу

    218 голосов
  • Доцифровая эпоха (реквием по поэту Сергею)

    217 голосов
  • Правда солдата Никулина

    142 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS