Перейти к содержанию
  Пятница 29 сентября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    01 января 2007 г.

Два шага в бессмертие

01 января 2007

Бергман и Антониони... Они ушли друг за другом. Сначала швед. На следующий день – итальянец. Оба прожили долгие, удивительно цельные жизни. Оба, кажется, были последними режиссёрами, которые делали кино. Именно кино как визуальный вид искусства. Когда им хотелось что-то просто рассказать, они писали. У Бергмана была «Латерна Магика», у Антониони – «Тот кегельбан над Тибром».
Их кинематограф никогда не был снятым на плёнку спектаклем. Оба добивались в своих фильмах истинности документального свидетельства, неспешно фиксируя общие планы, внимательно останавливаясь на деталях. В их объективы попадали фотографически значимые картины, будь то портреты или пейзажи. Оба сторонились вычурности, но обоим хватало вкуса найти в «необработанной жизни» эстетически ценные объекты и предложить их в качестве примера для строительства бытия. Оба, к сожалению, пережили своё актуальное творчество.
И дело вовсе не в том, что их фильмы устарели, что их значимость с годами потускнела. Нет, они навсегда останутся в истории культуры. С ними будут спорить. Им будут подражать. Они никогда и никого не оставят равнодушными. Но вот делать кино так, как делали это Антониони и Бергман, уже редкий осмелится. Слишком совершенным было их ремесло, слишком «барственны» были оба в своих поисках. Визионеры, они опоэтизировали быт, полагая вслед за Уайльдом искусство первичным по отношению к жизни. Мистагоги, они проводили зрителя по запутанной простоте своих миров, наделяя ведомого новым опытом погружения в «иное». Даже если это «иное» было всего лишь обратной стороной обыденности, столь же внешне банальное, как и «лицо повседневности».
Кинематографисты не исчезают. Бессмертными и Ингмар Бергман, и Микеланджело Антониони стали давно. Их фильмы уже долгое время существуют независимо от них. Физическая смерть классиков поставила только «частные точки» в их личной биографии. Но их субъектность – навсегда. Как только будет появляться новый стоящий кинематографист или напоминать о себе уже известный из «настоящих», за его спиной будут вставать «тени незабытых предков». 

Валерий АНТОНОВ

Память
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

«Это нужно — не мёртвым! Это надо — живым!»

04.09.2023

Отец «Ну, погоди!»

06.07.2023

46 звёзд на фюзеляже

21.06.2023

Памяти разведчика и дипломата

21.06.2023

Строитель Дороги жизни

12.05.2023

Летний поэт Жуковский

346 голосов

Когда пришел на поле он…

290 голосов

Нельзя поклоняться дьяволу

218 голосов

Доцифровая эпоха (реквием по поэту Сергею)

217 голосов

Правда солдата Никулина

142 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Событие Писатель Сериал Утрата
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты