Чему стал свидетелем наш корреспондент во время саммита в Лондоне
, собкор «ЛГ», ЛОНДОН
Британские газеты ещё в марте предрекали: саммит G20 войдёт в историю как «самый жёсткий в смысле безопасности и самый закрытый для прессы».
Поначалу, правда, я этого не почувствовал. Отправил бумаги, письмо из «ЛГ» на аккредитацию и уже через несколько часов получил «добро». Но организаторы встречи в верхах предупредили: поездка на машине в ExCel (выставочный комплекс в районе Доклэндз) займёт полдня, поскольку многие улицы будут перекрыты. И пошутили: будь вы президентом – никаких проблем.
Впрочем, своим ходом добраться туда оказалось тоже совсем не просто. Во-первых, далеко. На метро проехал станций двадцать (!), потом пересел в электричку, затем – в один и ещё в один специальный автобус для журналистов. К тому же – полицейские кордоны и на подступах к выставочному комплексу, и внутри него.
Саммит был созван для борьбы с финансовым и экономическим кризисом, и его результаты были предсказуемы. Ведь заседаниям предшествовала кропотливейшая трёхмесячная работа многочисленных шерпов, экспертов, консультантов, госслужащих, которые расчистили для своих боссов практически все завалы. Кто из лидеров G20 согласился бы пожаловать к «чистому листу»?
К тому же какую полноценную дискуссию можно провести менее чем за 6 часов! Успеть бы поучаствовать в коктейле и фотосессиях, пламенно поприветствовать друг друга, занять места за столом переговоров и уложить собственное выступление в одиннадцать минут… Закономерно, что саммит стал прежде всего светским мероприятием. Причём, как считают многие здешние обозреватели, слишком помпезным и дорогим – обошёлся британским налогоплательщикам в 20 миллионов фунтов стерлингов, это около 36 миллионов долларов.
Протокол сломали ещё до начала саммита американский и российский президенты. Почти полтора часа они говорили в резиденции посла США о сохранении стратегических ядерных вооружений, ситуации с системой ПРО в Восточной Европе, ядерной программе Ирана. Вектор наших отношений, похоже, стал меняться от конфронтации к поискам договорённостей. Правда, как мне сказали в окружении Обамы, глава Белого дома не пошёл на уступки по размещению ПРО. Хотя голос другой стороны услышал. И через несколько дней на другом представительном международном форуме – юбилейном саммите НАТО, признал не только серьёзные разногласия между США и Россией, но и «законные интересы Москвы»…
«Золотую милю» Сити во время саммита заполнили тысячи человек. Не только антиглобалисты и анархисты, как утверждает официальный Лондон. Сюда с плакатами протеста пришли многие из тех, кто пострадал из-за финансового обвала. Они обвиняли в первую очередь власти и «жирных котов» – банкиров в том, что за последние годы в развитых государствах ещё больше увеличилась пропасть между богатыми и обнищавшими, финансисты стали получать головокружительные зарплаты и бонусы, а государственные мужи смотрят на всё это сквозь пальцы.
Я видел, как демонстранты разбивали зеркальные окна «Королевского банка Шотландии» (его директор не пожелал отказаться от бонусов), теснили полицейских. Те отвечали палками, арестами.
Среди протестующих были и «зелёные». Вот что я услышал от лорда Николаса Штерна – председателя британского Института изучения изменений климата, автора десятков книг:
– Процесс изменения климата не является неизбежным, и его в определённой степени можно контролировать. То, как мы будем в ближайшие тридцать лет использовать электроэнергию и транспорт, заботиться о реках и лесах, определит завтрашний день планеты. Надо, чтобы политики это поняли.
– То есть у вас есть серьёзные претензии к участникам встречи G20? – уточнил я.
– Несомненно. Они, по сути дела, игнорировали эту важнейшую проблему. Политики должны понимать, что человечество столкнулось с беспрецедентной угрозой. Неужели мало ураганов, землетрясений, наводнений и прочих страшных бед обрушивается на нас? Отмахиваться от них – верх легкомыслия! Ведь только глобальное объединение усилий может спасти от катастрофы. Но успех реален лишь в том случае, если на смену существующим сейчас экономикам, которые зиждятся на эгоизме, алчности, стремлении подавить других, придёт экономика, нацеленная на сотрудничество.
…Так плыли ли лидеры «Большой двадцатки» по Темзе в одной лодке? Как будто да. Хотя без ремонта этой лодке уже не обойтись. И ремонта уже не косметического.