В наше время словосочетание «необычная выставка» звучит настолько затёрто, что буквально нейтрализует своё значение. Ибо чего-чего, а «необычности», да ещё и на просторах художественных галерей и выставочных залов, хоть отбавляй. Всевозможные «арт-выверты» сделали своё дело. Поэтому современного человека, мало-мальски интересующегося окружающим его культурным пространством, сложно чем-либо удивить. Однако прошедшая в конце мая выставка «Вторая профессия» имеет полное право называться «необычной».
Хотя бы потому, что здесь в новых ипостасях предстали те, кого мы привыкли видеть совсем в других ролях. Притом что эти «роли» уже помогли нашим героям, как принято говорить, сделать имена.
Создатели экспозиции – два признанных мастера. Каждый из них достиг в своей области той планки, за которой уже находятся и признание, и известность (пусть и не в широких, но и не в узкопрофессиональных кругах). Речь идёт о журналисте и телеведущем Игоре Воеводине и хирурге, имеющем звание заслуженного врача России, Георгии Местергази. Казалось бы, что общего может быть между ними, если даже «вторые» их профессии на первый взгляд не только не соприкасаются, но и имеют противоположную направленность?.. Игорь Воеводин одинаково хорош как журналист и фотохудожник, Георгий Местергази вполне убедителен и как врач, и как скульптор. Надо сказать, что фотография для одного и скульптура для другого – далеко не хобби, а действительно вторая профессия, которой, как и первой, посвящены долгие годы.
Экспозиция разместилась в небольшом, но уютном выставочном зале «Выхино». Ведущий программы «Точка невозврата» на РСН Игорь Воеводин представил здесь 150 своих фоторабот. Все снимки без названий или каких-либо подписей. Автор будто нарочно не стал ограничивать вербальными рамками невольно возникающие у зрителей размышления и полёты фантазии, предоставив им самим решать, что же главное в отснятом кадре. Таким образом, каждый сам становится участником творческого процесса. Рассматривая экспозицию, невольно поражаешься разноплановости фотоизображений, запечатлённых одним человеком. Великолепен ряд пейзажных зарисовок. Не оставляют равнодушными снимки, внутри которых можно найти целый сюжет «для небольшого рассказа». Вот мы видим сидящую на скамейке старушку, которая читает глянцевый журнал, а под этой же лавочкой – прикорнувшего, видимо не совсем трезвого, молодого человека. Цепкий взгляд фотографа, внимательный к деталям, находит такие ракурсы, что, казалось, ничем не примечательные картинки каждодневной жизни обретают новые краски. Будь-то греющаяся на солнце кошка или мастер, полирующий горячим утюгом свою ледовую скульптуру. Серия фотографий, которую сам Воеводин называет «эротической», обращает на себя внимание не эпатажностью (на каковую, может быть, претендуют снимки с обнажёнными красавицами с автоматами), а явным стремлением запечатлеть почти скульптурную пластику женского тела. Выполненные из бронзы работы Георгия Местергази также отличаются разнообразием. Здесь вам и сам Данте, и почтенный благообразный старец – «Проповедник», и воплощение горя – рыдающая женщина, и всевозможные вариации на тему «инь и янь».
Воеводин и Местергази знакомы уже много лет, однако идея такой совместной выставки зародилась недавно.
– Я со страхом относился к этому проекту, – признался Воеводин. – Ведь мы решили совместить несовместимые вещи – репортажные фотографии и скульптуры. Для создания первых необходим лишь сиюминутный щелчок фотокамерой, для вторых – долгий, кропотливый труд. И только когда мы вместе начали оформлять экспозицию, я понял, что у нас что-то получается. Хочется верить, что такая выставка будет не последней.
Что ж, будем надеяться. Потому что подобный сплав искусств всегда интересен и привлекателен и для не искушённой изысками художественной «кухни» публики, и для истинных ценителей арт-культуры.