4 и 5 апреля в Московском международном доме музыки прошёл II Международный музыкальный фестиваль «Энергия открытий». Он стал частью многолетнего проекта радио «Орфей» и ПАО ЮНИПРО «Возрождаем наследие русских композиторов». Один из героев грядущего фестиваля – малоизвестный в наши дни композитор-авангардист «первой волны» Владимир Дешевов. Ему посвящён спектакль «Игры теней», над которым работал режиссёр-постановщик Глеб Черепанов.
– Глеб, а как вы стали режиссёром?
– Этому нет никакого логического объяснения: у меня в семье никто ни с театром, ни с творческими профессиями не связан. Мама в детстве водила в театр, а когда я пошёл в школу и встал вопрос, в какой кружок меня определить, я неожиданно для всех выбрал театральный. Всю школу я занимался в разных театральных кружках, переходя из одного в другой. Никаких мыслей о режиссуре у меня, естественно, не было.
– Странно было бы, если бы ребёнок мечтал стать режиссёром…
– Конечно, я хотел стать актёром. Но в старших классах школы руководители драмкружка как-то впервые заговорили о том, не попробовать ли мне режиссуру. И я в глубине души очень на них обижался, решив, что, значит, я не очень хороший актёр. Потом я приехал в Москву. Начал поступать во все театральные институты, доходил до последних туров, но в итоге всё равно отовсюду слетел. На следующий год я решил попробовать поступить на режиссёрский факультет. А когда поступил, неожиданно понял, что процесс постановки спектакля доставляет мне большое удовольствие, может быть, даже большее, чем самому участвовать в чьих-то работах.
– А вы можете сказать, что каждый спектакль для вас тоже что-то неожиданное?
– В идеале так и должно быть, потому что в этом и заключается какой-то особый кайф актёрской и режиссёрской профессии. При всех трудностях ты всё время что-то открываешь. Совершаешь какие-то маленькие открытия. И это даёт тебе энергию!
– Как это перекликается с названием фестиваля «Энергия открытий»…
– У меня был опыт работы в музыкальном театре, даже в оперном театре, но в таком жанре – драматического спектакля с оркестром – я ещё не работал.
– С чего началась подготовка «Игры теней»?
– Сначала я прочитал про Дешевова всё, что нашёл, потом поговорил с музыковедом и радиоведущей Ириной Кленской, которая знает о главных героях фестиваля, мне кажется, абсолютно всё. Хотя именно о Дешевове очень мало что известно. И я стал думать, кто бы подошёл – визуально и метафизически – на роль Дешевова и его окружения. В итоге решил: в спектакле будут играть Кузьма Котрелёв, Роза Хайруллина, Данил Стеклов. У каждого из них по несколько ролей.
– Спектакль был заявлен как спиритический сеанс с оркестром…
– Идея спиритического сеанса родилась из нашего разговора с Ириной Кленской. Она упомянула, что Дешевов в юности ими увлекался. В начале прошлого века манило всё потустороннее… И он действительно вызывал духов, и, по свидетельству очевидцев, это у него получалось. Он разговаривал с духами, задавал им вопросы.
На самом деле спиритизма в спектакле совсем немного. Это скорее метафора. Так как про Дешевова известно очень мало, мы решили, что это будут его встречи и диалоги с людьми, которых уже нет. Он ведь пережил всё своё окружение, всех своих друзей, однокашников.
Владимир Михайлович Дешевов (1889–1955)
– Каких духов вызывал композитор?
– Он встречается и общается со своими одноклассниками по Царскосельскому лицею – Анной Ахматовой и Николаем Гумилёвым. В консерватории его соучеником был Сергей Прокофьев, а учились они, если я не ошибаюсь, на разных курсах, но в одно время с Дмитрием Шостаковичем. Вот таким был круг его общения. Собственно, из их переписки, их дневников, их записей мы и узнали то малое, что знаем о Дешевове.
Например, в одном из писем Прокофьев написал, что «Володя Дешевов из нашего композиторского поколения действительно гений, который скажет новое слово в музыке, кто изобретёт какой-то новый язык».
О нём многие говорили как о гении. Но ранние его произведения не сохранились, до нас дошли более поздние, совершенно другого периода его жизни. Человек, которого в юности называли гением, который по разным причинам гением не стал. Мы знаем его музыку, она прекрасна, интересна, самобытна. Но именно гениальным то, что до нас дошло, назвать сложно. Человека, которого современники считали гением, время и эпоха превратили в прекрасного даровитого «ремесленника». В высшем понимании слова.
– В списке действующих лиц – Ленин, Сталин…
– Да, там появляются те, с кем он сталкивался на протяжении жизни, это его воображаемые разговоры. Например, со Сталиным и Шостаковичем. У Дмитрия Дмитриевича было упоминание, что он видел на улице, уже после снятия ленинградской блокады, Владимира Дешевова. И хотя в реальной жизни это была лишь мимолётная встреча, мы из этой фразы решили сделать полноценную сцену. Как встречаются два одноклассника. Один – невероятно успешный народный артист СССР, пятикратный лауреат Сталинской премии, секретарь Союза композиторов, официальный композитор № 1. А второй, если говорить о карьере, – абсолютный аутсайдер. И вот они встречаются, разговаривают, и у каждого своя философия, у каждого своя позиция.
– Полноценным участником спектакля и проводником в мир музыки Дешевова стал Симфонический оркестр радио «Орфей» под управлением главного дирижёра Сергея Кондрашева.
– Музыка здесь очень важна. Без музыки Дешевова этот спектакль не имеет смысла. Потому что главная цель – впервые в обозримом прошлом и настоящем исполнить его музыку. Она не звучала в нашей стране уже довольно давно. Только в Германии в 2000-е годы, если я не ошибаюсь, была премьера его оперы «Лёд и Сталь», абсолютно экспериментального авангардного сочинения даже по сегодняшним меркам. Это опера, рассказывающая о жизни заводов, там звучат не только музыкальные инструменты, но и заводские механизмы, аппараты. Это он прописывал в нотах. То есть, если разобраться, это абсолютно современная авангардная музыка, которой сейчас очень много. Опера произвела настоящий фурор.
– Как бы вы определили главную идею спектакля «Игры теней»?
– Человек и Время. У Дешевова уникальная судьба. Он прошёл через все знаковые события своего времени, первой половины ХХ века. Через мировую войну с первого её дня, потому что сразу после окончания консерватории ушёл на фронт. Через революцию. Через Гражданскую войну. Причём сначала он примкнул к Врангелю, затем к красным. Такая вот интересная деталь у него была в биографии. Все врангелевцы сели на пароход и отплыли в Европу, а он, единственный, остался в Севастополе. И там стал директором первой народной консерватории. Он прошёл через репрессии 30-х годов, всех его друзей, весь его ближний круг репрессировали. Пережил блокаду Ленинграда.
– Что же это был за человек?
– Это был уникальный человек. Он прожил как бы две жизни. Говорят, в юности он обладал магнетическим влиянием на людей. Когда он читал лекции, его слушали заворожённо. Он обладал мощной энергетикой. После блокады он замкнулся в своей квартире и не появлялся нигде, став настоящим отшельником. Что-то в нём окончательно надломилось. Мне кажется, это был его сознательный выбор – ничего после себя не оставить.
Беседу вела Наталья Пелехацкая