Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 12 января 2022 г.
Настоящее Прошлое

Двенадцать месяцев с женскими лицами

Об уникальной скульптуре не знают не только туристы, но даже крымчане

12 января 2022
Вячеслав Клыков в процессе творчества

Таврида – загадочное место пересечения народов, цивилизаций. Здесь – следы античности, готов, караимов, турок, англичан и главный культурный слой – Российской империи, Советского Союза. Последний сегодня не привлекает пристального внимания туристов, потому что кажется «слишком современным», и это не совсем справедливо, ведь и на расстоянии каких-то пятидесяти лет может обнаружиться яркий артефакт.


Об одном из них не знают, как правило, даже местные жители, хотя находится он в самом, что называется, центровом месте – в гостинице «Ялта-интурист», построенной по проекту Анатолия Полянского в 1977 году.

Здесь оставил свой след наш талантливейший скульптор, с которым мне довелось дружить, Вячеслав Михайлович Клыков. Эта яркая творческая фигура ещё недостаточно отдалилась во времени, чтобы в полной мере оценить значимость явления, но знатоки, конечно, понимают: Клыков находится в одном ряду с Манизером, Меркуловым, Вучетичем, Мухиной…

Клыкова пригласили оформить вестибюль ресторана гостиницы «Ялта». И этот проект стоит особняком в творчестве скульптора не только потому, что место, как сейчас бы сказали, не пафосное.

Работа Клыкова отличается и необыкновенным решением: и по сюжету, и по идее, и по пластике. Называется «Времена года. 12 месяцев». Это панно-барельеф из белого югославского мрамора, длиной 12 метров и высотой 3 метра. Новизна в том, что 12 месяцев символизируют женские образы. Под звуки свирели танцующие феи олицетворяют собой разные состояния природы, но... есть и тринадцатая фигура. Это сам автор наблюдает за движением времени. В этом слышится шутливо-озорная интонация, но вовсе не из самолюбования Клыков добавил в композицию себя-художника – автор таким образом усложнил замысел. Вообще, многие его работы требуют расшифровки. Например, создавая образы героев пушкинских сказок для Детского музыкального театра Н. Сац, он изобразил в образе царя Додона черты Брежнева, а в образе царицы – Плисецкую. Мне довелось увидеть макет этой композиции в пластилине во дворе мастерской Клыкова, и Вячеслав Михайлович, усмехаясь, рассказывал об этом сходстве. А в Перми установлен памятник Клыкова «Героям фронта и тыла Прикамья» (1985 г.), и в образе воина можно увидеть черты Василия Шукшина…

В 1974 году Клыков позвонил и пригласил меня с женой Одиной в Ялту, предложил посмотреть его новую работу и сфотографировать её для архива. Мы поехали в Крым и были поражены масштабом работы – сколько сил затрачено, сколько надо было отсечь лишнего, чтобы проявились эти волшебные движения!

Разглядывая проект, я заметил, какие разнообразные женские образы получились у Клыкова, и спросил, откуда типажи. Усмехаясь, он ответил, что многих из запечатлённых в мраморе я должен знать лично, и стал перечислять имена. И действительно, в скульптурных ликах я стал замечать черты девушек из нашего общего круга.

Клыков перечислял:

– Это Светлана, это Марина – художница, учились вместе, а вот это…

Я перебил:

– Анита? Которая в фонде художников работает?..

Так в галерее поэтических женских образов обнаружились персоны из самой прозаической повседневности.

…С тех пор мы с женой часто приезжали в гостиницу «Ялта», но в 90-е, когда Крым оказался Украиной, перестали туда ездить: уж очень раздражал затхлый душок национализма, с которым то и дело приходилось сталкиваться.

К счастью, Крым вернулся в отчий дом, и мы снова поехали в Ялту и «зашли к Клыкову», который, к сожалению, не дожил до этого важнейшего в русской истории события. Пришли в гостиницу днём, в коридорах было тихо, а феи-жрицы из белого мрамора, как и много лет назад, танцевали свой загадочный танец под беззвучную музыку свирели – Светлана, Марина, Анита, которая из фонда художников…


8-К Ковтуну2.jpg


фото_к_Ковтуну.JPG



Тэги: Скульптор Анатолий Ковтун Вячеслав Клыков
Обсудить в группе Telegram

Анатолий Ковтун

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Скончался Валерий Разгоняев

    31.10.2021
  • Портной Эдик,

    16.03.2021
  • Фотоглас

    20.05.2020
  • Вы полагаете, всё это будет носиться?

    08.04.2020
  • Работа с натурой – благодать

    04.03.2020
  • Стена Франгуляна

    103 голосов
  • Портной Эдик,

    36 голосов
  • Мы применили секретное оружие

    35 голосов
  • Ваятель

    26 голосов
  • Он болел за Россию

    20 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS