Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Двери в пустоту

01 января 2007

ТЕАТР

«Идиот» в постановке Эймунтаса Някрошюса доехал до Санкт-Петербурга

Сальвиюс Трепулис (Рогожин) и Даумантас Цюнис (Мышкин)В Петербурге Някрошюса любят давно какой-то истовой и не рассуждающей любовью. Поневоле начинаешь задумываться о том, каково режиссёру, к фамилии которого чересчур назойливо присовокупляют эпитеты «великий», «гений», поддерживать этот статус. Петербургскую премьеру «Идиота», которой открылся здесь 19-й фестиваль «Балтийский дом», ожидали с нетерпением: впервые за последние 12 лет режиссёр, отдававший предпочтение трагедии и поэтическим текстам, обратился к прозе. И не просто к прозе, а к одному из знаковых романов золотого века русской литературы. Рецензенты пророчили «эпическую мощь» и «полифоническое звучание».

Однако ожидания не оправдались. Премьерный спектакль вильнюсского театра «Мено Фортас» (а сопродюсерами здесь выступили сразу несколько организаций и институций из Литвы, России, Италии и Польши) смутил даже самых стойких поклонников режиссёра.

Обычно строительным материалом для спектаклей Някрошюса служат мощные визуальные метафоры. Они складываются в гипертекст, разомкнутый, тяготеющий к обобщениям, заставляющий критиков изрядно помучиться в настройке понятийного аппарата и поисках вербального эквивалента. Тем неожиданнее, что в «Идиоте» режиссёр пошёл прямо по тексту романа. Усилил мелодраматический акцент. Убрал большинство второстепенных героев и религиозно-философских дискуссий. Выделил из романного массива узловой «четырёхугольник»: Аглая – Мышкин – Настасья Филипповна – Рогожин. Полифонии предпочёл вполне традиционный нарратив, отчего композиция спектакля уподобилась оперному либретто: «Встреча в поезде», «Знакомство с Епанчиными», «Сцена у Настасьи Филипповны и сжигание денег», «Обмен крестами с Рогожиным», «Свидание с Аглаей», «Письмо Настасьи Филипповны к Аглае», «Сватовство Мышкина и эпилептический припадок», «Свидание Аглаи и Настасьи Филипповны», «Убийство и сцена у тела».

Ни один спектакль Някрошюса немыслим без поэтических образов-метафор. Постоянные зрители режиссёра уже привыкли к бессловесной насыщенности его театральной ткани, к тому, что изобретательный визуальный ряд существует параллельно тексту и вполне самодостаточен. Метафоры есть и в «Идиоте». Однако наблюдая за тем, как в сцене знакомства «связанные одной цепью» Рогожин (Сальвиюс Трепулис) и Мышкин (Даумантас Цюнис) волокут друг друга по сцене или как гости Настасьи Филипповны превращаются в многоголовую шипящую гидру, ловишь себя на ощущении необязательности происходящего. Как будто эти образы – не блоки конструкции, а занимательные иллюстрации, которыми режиссёр пытается оживить текст.

Вот Мышкин «едет» по городу на квартиру Иволгиных, а мимо него вывесками в руках массовки проносятся названия улиц: «Литейный», «Невский». Молотки, привязанные к столбам, превращаются в дятлов Павловского парка, где должно состояться свидание Мышкина и Аглаи. Фердыщенко дёргает их за верёвки, дятлы стучат «клювами», и под деревьями образуется целая горка деревянной трухи. Мило, конечно, но для целого вовсе не обязательно. Эти образы, как и повисшие в пустоте створки двери (центральный элемент сценографии Марюса Някрошюса), – никому не мешают, но никуда и не ведут.

Некоторые из сцен производят чрезвычайно сильное впечатление, но кажутся эхом «старого» трагедийного Някрошюса. Так, в конце третьего действия героини-женщины объединяются для совершения завораживающего обряда над Настасьей Филипповной. Её, безмолвную как труп, торжественную как невесту, заворачивают в белое покрывало. А потом из головы Настасьи Филипповны вытягиваются удивительные белые нити, которые одна из женщин перерезает спокойным чётким движением. И сразу – бешеный бег на месте, агония, не оставляющая сомнений в том, что только что мы оказались свидетелями жертвоприношения.

От большинства прочих образов остаётся впечатление «реплики», оборванной на полуслове. Например, когда на сцене появляется внушительная доска, которую несёт на себе Князь и в которую дачное общество заколачивает гвозди, ты ждёшь, что в конце концов она превратится то ли в распятие для Мышкина, то ли в эшафот для Настасьи Филипповны. Но ничего подобного так и не происходит. Странно обрываются линии второстепенных персонажей вроде генерала Иволгина и его семьи.

Режиссёр не поскупился на пластические характеристики персонажей – утрированные до карикатуры, экспрессивные, избыточные. И тем самым обналичил их «подполье». В результате спектакль, полностью положенный на музыку Фаустаса Латенаса, в которой переплелись церковные песнопения, перестук вагонных колёс, тяжёлое дыхание Мышкина и странный томительный звон, предваряющий его припадки, приобрёл сходство с драмбалетом. Наиболее колоритным из героев оказался Ганя Иволгин (Вайдас Вилюс), скользкий субъект, мелким бесом вьющийся вокруг Мышкина и Аглаи. Самым запоминающимся – пронзительно-зелёное пятно платья Аглаи (дебютантка Диана Ганцевскайте), угловатой девушки-подростка, с ногами, неловко подворачивающимися, как у жеребёнка, на высоких «маминых» каблуках.

Из всех тем шестичасового спектакля можно выделить лишь отчётливый мотив судьбы Настасьи Филипповны и саму её, неистово и вместе с тем легко сыгранную Эльжбетой Латенайте (многим знакомой в качестве Маргариты из някрошюсовского «Фауста»). В положении её широко поставленных ног – упрямая сила человека, отчаянно цепляющегося за жизнь. В том, с какой жадностью она бросается к Рогожину и с каким ужасом отталкивает его, – трагическое предощущение финала. Мотив судьбы в спектакле трижды озвучен «вязгом» ножа гильотины, про который Мышкин рассказывает Епанчиным в самом начале спектакля. В финале фигура рока зримо материализуется на сцене. Только это не нож, а зеркало-маятник, раскачивающийся медленно и неумолимо.

Спектакль Някрошюса полон смысловых диссонансов и, разумеется, несовершенен. Но может статься, что именно он станет поворотным для режиссёра, «заклеймённого» официозным статусом гения.

Татьяна ДЖУРОВА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

14, 15 и 16 ноября в рамках V театрального фестиваля «Сезоны Станиславского» спектакль будет показан в Москве, на сцене Малого театра.

Обсудить в группе Telegram

Татьяна Джурова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS