Как МХАТ и МХТ юбилей МХОТа отпраздновали
Официально Московскому Художественному театру, который с первых дней был общедоступным, исполнилось только сто десять. Но с 1987 года существует два театра, ведущих свою родословную от детища Станиславского и Немировича-Данченко. И отличаются они, как известно, не только количеством букв в названиях и именами классиков, эти названия венчающими. Последние два десятилетия в Камергерском переулке и на Тверском бульваре были прожиты совершенно по-разному.
При таком расчёте отпадёт необходимость удивляться тому обстоятельству, что юбилейные вечера, коих, естественно, было два, так отличались и духом, и буквой.
Даже собственно сами дни празднования оба коллектива, видимо, соблюдая нейтралитет, развели во времени. МХТ имени А.П. Чехова праздновал раньше. Характер этих мероприятий в очередной раз подчеркнул применимость к ситуации известной схемы «Два мира – две системы». При этом в Камергерском отмечали, так сказать, по-семейному, в узком кругу, а на Тверском организовали юбилейный вечер в самом что ни на есть традиционном значении этого понятия.
В праздничный день в МХТ имени Чехова собрался весь коллектив, и в Портретном фойе художественный руководитель театра Олег Табаков вместе со своей правой рукой, ректором Школы-студии Анатолием Смелянским, вручали памятные знаки (в частности, бронзовых, серебряных и золотых «Чаек») тем, для кого нынешний год стал юбилейным ещё и по количеству лет, отданных родному театру. В праздничных речах, которых, как говорят очевидцы, было совсем немного, большинство выступавших подчёркивали, что нет у нас в стране такого молодого, такого дерзкого и такого новаторского театра. И, разумеется, помимо осанны отцам-основателям, немало тёплых слов было сказано об Олеге Николаевиче Ефремове, которому удалось «в 70-х годах вдохнуть в старые стены новую жизнь».
Вечером же все собрались в зрительном зале, а сцену предоставили Юрию Башмету и его оркестру «Солисты Москвы». Ну а широкая публика, которая даже при более традиционном сценарии развития событий всё равно не смогла бы попасть на торжество, была приобщена к юбилею с помощью телевидения: на канале «Культура» показали телеверсию «Последней жертвы», а на Первом канале – передачу из цикла «Приют комедиантов», которая на сей раз была отдана под «актёрские посиделки» звёздных мхтовцев (наверное, не очень благозвучно, зато – по сути!).
В МХАТе имени Горького всё было совершенно наоборот: двери театра были распахнуты настежь, и на юбилейный вечер можно было попасть не только по именным приглашениям, но и по билетам, купленным в кассе. И надо сказать, что к тому моменту, когда из зала на сцену длинной вереницей пошли персонажи неумирающей «Синей птицы» (легендарному спектаклю нынче исполнилось ровно 100!), в зале этом едва ли можно было насчитать более десятка свободных мест. Кстати, телекамер с логотипами ведущих российских каналов мы почему-то не обнаружили. Так что уважаемой широкой публике к этому празднику приобщиться, по всей видимости, не удастся.
Да, праздник был традиционен, но это не убавляло ему ни тепла, ни искренности – у каждого ведь в этой жизни своя правда. К тому же верность традициям мхатовцы с Тверского бульвара изначально определили для себя и как modus vivendi, и как modus operandi.
Сначала весьма красочное действо, назвать которое капустником язык не повернётся – столь нешуточные бушевали на сцене страсти: тут и «Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг» звучал, и «Вихри враждебные», и даже «Как ныне сбирается вещий Олег». На мелодию последнего было, между прочим, спето о том, что любить нужно «искусство в себе, а не в искусстве себя». Более чем актуально на сегодняшний день, не правда ли? А в общем и целом зрителям представили, так сказать, этапы большого пути: финальная сцена из «Трёх сестёр», пламенный монолог Мышлаевского из «Дней Турбиных», отрывок из «Тёркина». Но гвоздём программы стала булгаковская «Кабала святош», которая в сценической редакции театра, сделанной с использованием первого, запрещённого, варианта пьесы, называется весьма многозначительно – «Комедианты господина…».
Затем труппа расположилась на сцене, выдвинув в первый ряд своих ветеранов, и сияющая Татьяна Доронина начала принимать цветы, поздравления и подарки, среди которых были и весьма ценные, как, например, награда от губернатора Кемеровской области Амана Тулеева – орден «Ключ Дружбы», украшенный двумя бриллиантами и восемью сапфирами. Юбиляров поздравили Малый театр, считающий себя не просто другом, но – союзником МХАТа, театр «Ромэн», руководитель которого Николай Сличенко спровоцировал Татьяну Васильевну на «цыганочку с выходом», Театр имени Сергея Образцова. Главный редактор «ЛГ» Юрий Поляков вручил главе юбиляров диплом лауреата премии имени Антона Дельвига, учреждённой нашей газетой.
Стихов и песен, здравиц и букетов в тот вечер было великое множество. Но заметим всё же, что… Среди портретов, украшавших сцену, были и основатели (справа и слева), и Алексей Максимович, и блистательные мхатовские старики...
Фанфары отгремели. Аплодисменты умолкли. Жизнь входит в привычное русло: репетиции, спектакли, опять репетиции. Две кометы, орбиты которых на краткий срок были сближены почтенной датой, снова расходятся в Пространстве и во Времени. Они летят… Куда? Если бы знать…