24 августа Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД России отметило 99-ю годовщину с даты своего основания.
Уже довольно длительное время ГлавУпДК «проживает» в особняке А.П. Ермолова на улице Пречистенке, в нескольких сотнях метров от храма Христа Спасителя. Напомним, что в XVI столетии здесь шла дорога из Кремля в Новодевичий монастырь, и название Пречистенка дано с 1658 года по иконе Пречистой Божией Матери Смоленской, хранившейся в том монастыре.
На рубеже XVII–XVIII веков улица постепенно превращается в одно из излюбленных московским дворянством мест, и фамилии её именитых домовладельцев сохранились в именах окрестных переулков. Впрочем, позднее большинство здешних участков перешло в руки торгового сословия.
Так вот, дом Ермолова. Справа его ограничивает Пречистенский переулок, а слева – здание бывшей Пречистенской пожарной части. Первым известным нам владельцем особняка (1799–1812) был Пётр Петрович Бибиков, а некоторые источники утверждают, что руку к созданию изначального проекта приложил ни кто иной, как Матвей Казаков. В здешних подвальных помещениях сохранились стены, каковые по результатам исследований относятся к самому концу XVIII века.
В великом пожаре двенадцатого года вся Пречистенка выгорела, однако застройка довольно быстро была восстановлена.
В 1815 году здание, о котором мы ведём речь, отошло к представителю древнего аристократического рода, сенатору князю Хованскому. Он и его родные владетельствовали тут долго – более двадцати лет, и за этот период здание значительно изменилось. Например, до этого оно представляло собою в плане букву Г, а теперь превратилось в замкнутый прямоугольник: достроилась небольшая дворовая часть, а хозяйственные постройки были переведены в камень.
В 1850-х здесь проживал герой Отечественной (1812 года) и Кавказской войн генерал от инфантерии Алексей Петрович Ермолов, по имени которого дом в основном теперь и известен в истории архитектуры. Интересно, что буквально напротив находится ещё один «Пречистенский дворец» – усадьба, принадлежавшая близкому родственнику Ермолова, поэту-партизану, генерал-лейтенанту Денису Васильевичу Давыдову.
Как выглядело тогда описываемое нами строение, видно на известной картине «Выезд пожарной команды Пречистенской части» (после 1843 г.). Почти без изменений с той поры сохранились: 1-й, приземистый (хозяйственный) этаж, в том числе сводчатые перекрытия конца XVIII– начала XIX века; 2-й, парадный этаж с балконом. Центральная часть здания была выделена ризалитом.
– Следующий серьёзный этап реконструкции дома наступил в 1873 году, – рассказывает главный архитектор ГлавУпДК Денис Слизский, – когда особняк отошёл к московскому предпринимателю, купцу I гильдии Владимиру Дмитриевичу Коншину, совладельцу (вместе с братьями Павлом и Сергеем Третьяковыми) Костромской большой льняной мануфактуры. Проект переустройства особняка на Пречистенке Коншин заказал Александру Каминскому, успешно работавшему в многочисленных стилях – от классицизма до неорусского. Здесь, на Пречистенке, зодчий внёс значительные изменения в оформление интерьеров, украшение фасадов дворовой части и, кроме того, надстроил вторым этажом каменный флигель.
Пролетела ещё пара десятилетий, и новым хозяином тут становится миллионер-чаепромышленник А.К. Ушков, почти сразу же переписавший дом и участок на имя своей первой жены, Зинаиды Высоцкой. Из Казани Ушков привозит архитектора К.Л. Мюфке, который к тому времени прославился сооружением тамошнего роскошного ушковского особняка (ныне часть Национальной библиотеки Татарстана). И вот в Москве Мюфке тоже занялся переделкой их дома: изменил главный фасад (в явной параллели с домом в Казани), пристроил с западной стороны небольшой объём и ограду.
А год 1911-й ознаменован появлением другого – восточного – объёма с новым главным входом и с новым же парадным вестибюлем, над которым формируется огромный зал. Кроме того, на имя второй супруги А.К. Ушкова, балерины Большого театра Александры Балашовой, приобретается соседний участок (под №18). Правда, оба участка разделяла ограда.
Любопытный факт: авторство Мюфке документально почему-то не подтверждено, чертежи подписаны фамилией некоего Соколова, тоже, видимо, московского архитектора. Однако отрицать вклад Карла Людвиговича невозможно.
Ушковы прожили в особняке до 1922 года, после чего эмигрировали в Париж.
Тем временем нарком просвещения РСФСР А.В. Луначарский пригласил в Москву для создания новаторской школы танцев знаменитую американскую танцовщицу Айседору Дункан. Ей и предоставили в качестве жилья национализированный дом на Пречистенке. Вместе с Айседорой здесь пару лет прожил и её муж, поэт Сергей Есенин.
На одном из снимков первой половины прошлого века хорошо видно огромное стеклянное заполнение слева, за коим находился танцевальный зал с зеркалами – место занятий и Балашовой, и позже Дункан.
Как мы знаем, в первые послереволюционные годы в России была разруха, в частности проблемы с отоплением, что нанесло известный ущерб внешнему и внутреннему облику многих исторических московских строений. Ряд утрат понесло и описываемое нами строение, хотя на это были скорее конъюнктурные причины. Так, в 30-х годах было заложено вышеупомянутое внушительное окно танцзала; исчезли, к великому сожалению, три эффектных фигурных купола над зданием, въездные ворота и фонари на их пилонах (ажурные ворота каслинского литья были воссозданы в 1990-х). В то же время хорошо сохранились лепная ампирная атрибутика на главном фасаде, а также столярные заполнения.
– ГлавУпДК регулярно делает обновляющие ремонты фасадов и интерьеров, полностью восстановлена историческая водосточная система, – продолжает свой рассказ Денис Слизский. – При этом реставраторам порою совершенно неожиданно раскрываются, казалось бы, давно забытые тайны. Вот, скажем, за второй (непарадной) лестницей, в части дома, пристроенной ещё при князе Хованском, долгое время был самый обычный кабинет с плоским побелённым потолком. Но потолок оказался фальшивым (подвесным), а за ним скрывался купол, помещавшийся прежде под центральным внешним куполом. Обнаружилась и часть сбитой лепнины: представьте, она хранилась в коробках под снятым полом!
Были произведены расчистки, в том числе дверей с необычайно красивыми золотыми узорами, определены колористические решения, после чего исторический Мавританский зал предстал во всей красе. Нельзя не обратить внимание на камин, выполненный частично из натурального, частично из искусственного мрамора. На камне читается арабская вязь, каковая, если присмотреться, складывается в фамилию последнего хозяина – Ушков.
Теперь в бывшем доме Ермолова – Коншина – Ушкова располагается офис ГлавУпДК , а его парадные помещения используются для встреч с послами иностранных держав и представителями международных организаций.
Визитная карточка
Уже без малого век ГлавУпДК занимается всесторонним обеспечением и обслуживанием дипломатических и других иностранных представительств в Москве. Предприятие оказывает широкий спектр услуг российским и зарубежным общественным и коммерческим организациям, физическим лицам, предоставляя в аренду жильё и офисы, обеспечивая высококвалифицированное медицинское обслуживание, организовывая деловые и развлекательные мероприятия, оказывая бухгалтерские, кадровые и автотранспортные услуги. В ведении ГлавУпДК также загородные комплексы отдыха «Москоу Кантри Клаб» и «Завидово». Сегодня услугами «министерства гостеприимства», как часто называют ГлавУпДК, пользуются более 180 посольств и представительств международных организаций, свыше 100 корпунктов СМИ и более 2000 российских и иностранных компаний.
В ведении ГлавУпДК находится более 100 особняков, многие из которых являются объектами культурного наследия федерального и регионального значения. Как правило, это бывшие особняки аристократии, богатого купечества, промышленников, выстроенные в конце XIX – начале XX века известейшими мастерами: Фёдором Шехтелем, Львом Кекушевым, Александром Каминским, Вильямом Валькоттом и др. В основном в них размещаются дипломатические миссии и представительства международных организаций, и посетить их можно только в рамках ежегодно проводимых Дней исторического и культурного наследия.
Обеспечивая иностранным дипломатам соответствующие их статусу условия пребывания и деятельности в России, ГлавУпДК сохраняет в надлежащем состоянии бесценные памятники истории и культуры. Его специалисты поддерживают первозданный облик зданий, проводя в них ремонтные и реставрационные работы. Деятельность по сохранению объектов культурного наследия ведётся в строгом соответствии с законодательством, к работам привлекаются специализированные проектно-реставрационные организации с многолетним опытом работы. Любым работам предшествуют архивные, библиографические и натурные исследования.