Сегодня Запад, как никогда, един в борьбе с Россией, не устают повторять западные политики. И это несмотря на то, что украинское контрнаступление, на которое возлагалось столько надежд, провалилось. Между тем обычно под единством мы понимаем гармонию чувств и умножение волевых усилий народов и культур, а вот единство, основанное на враждебности к кому-то, вряд ли может являться подлинным. Это скорее ситуативная гармония, направленная на достижение политических целей, тактический союз, а не некое органическое согласие.
В истории такое случается. Например, в первой половине XIX века после поражения Наполеона Россия, Австрия и Пруссия создали Священный союз для защиты европейских монархий от опасных революционных тенденций. И в 1848 году, в год «весны народов», Россия помогла монархии Габсбургов восстановить порядок и избежать сползания в революционный хаос. Через пять лет Австрия поддержала Великобританию и Францию в Крымской войне против России. Священный союз оказался иллюзорным единством.
Не уверен, что мои рассуждения вдохновят многих (и на Западе, и в России), скорее они из разряда непопулярных, но всё же… Для меня, как для европейца, очень прискорбно, что Россия и Запад сегодня воюют друг с другом на Украине. Конечно, можно делать вид, что Россия не воюет с Западом, можно говорить, что это ложь, потому что на Украине Запад якобы не участник конфликта. Однако концепция войны чужими руками не нова. Без участия НАТО война на Украине давно бы закончилась.
Война всегда ведёт к ужесточению позиций, что делает диалог трудным или невозможным. В Европе меня считают русофилом, апологетом Путина, потому что я пытаюсь понять объективные причины, которые привели к конфликту (в двух словах, причина – в расширении НАТО). В России меня могут отнести к русофобам, если я поставлю под сомнение справедливость войны как средства достижения политических целей. Если причины войны хорошо понятны, то сомнения в том, была ли война единственно возможным решением проблемы Украины, кажутся мне естественными, по крайней мере с человеческой точки зрения.
Практика украинского национализма и концепция западной исключительности, объединившись, усилили друг друга, слились в общей ненависти ко всему русскому. На Украине (глупо это отрицать) десятилетиями укоренялась идея «убить русского в себе». Но, согласитесь, если националистические тенденции, идеи собственной исключительности станут развиваться в России, это не принесёт ничего хорошего. Но сегодня, реагируя на враждебность извне, в российском обществе нередко звучат призывы действовать теми же методами, «как на Западе», «как они с нами, так и мы с ними».
Рассуждения о неизбежности столкновения российской и европейской цивилизаций становятся дежурным аргументом в спорах о будущем России. Но я бы хотел обратить внимание, что подобная постановка вопроса – это, по сути, язык ненависти, тот самый язык ненависти, который столько лет используется врагами России: «Русские – это варварские азиаты, а мы – благородные европейцы». Может ли такая риторика служить примером для подражания?
Меня тревожит, когда сегодняшний конфликт между Россией и Западом рассматривается именно в этом ключе – как конфликт цивилизаций. Конечно, российская цивилизация может рассматриваться как нечто самостоятельное. Да, цивилизации могут иметь общее происхождение и двигаться в разных направлениях, это нормальный процесс. И в этом смысле Россия исторически обособлена от Европы, но в конечном счёте не настолько, как империя Восходящего солнца, цивилизация майя или Индия. Россия, будучи отдельной цивилизацией, имеет множество точек соприкосновения с Европой. Именно поэтому рассуждения о конфликте цивилизаций не позволяют понять природу нынешнего конфликта. Продолжая эту логику, отмечу: Россия и Украина веками были частью одной цивилизации, но сегодня они находятся в состоянии войны. Поэтому и конфликт на Украине нельзя считать войной цивилизаций.
На Украине внедряется ложная идея, что эта страна – геополитический субъект, который сделал цивилизационный выбор, отделившись от России. Но в данном случае речь идёт скорее о приоритетах правящего класса, который далеко не всегда выражает волю народа. История вообще полна примеров, когда элиты руководствуются лишь своими интересами, контакта с собственным народом не имеют, а значит, никак не могут действовать от лица «цивилизации».
Миф о конфликте цивилизаций вошёл в моду, он силён и соблазнителен, но стоит ли соблазняться эпосом грандиозных нарративов? Этот вопрос я адресую и европейцам, и русским. Именно на основе этого мифа возникает дискурс вражды между Россией и Европой, дискурс русофобии, который, к сожалению, широко распространён сегодня в Европе. Но России, если она не хочет повторить ошибки Европы, лучше не впадать в еврофобию.
Я убеждён, что не существует веских причин для конфликта России и Европы как цивилизаций. Ведь Европа – это не только Запад, неизбежно обречённый на упадок после достижения господства над всем известным цивилизованным миром – Римом и Византией. Запад – это надстройка, институциональное образование, а не исконная сущность европейской цивилизации. Не следует путать европейскую цивилизацию с НАТО или Европейским союзом.
Запад не является гармоничным единством, чем-то прочным и постоянным. Запад – это во многом абстракция. Надстройка «европейской цивилизации», придуманная, поддерживаемая и пропагандируемая сегодняшней институциональной властью на Западе, не отражает всей сложности истории, особенностей различных европейских культур, которые и влияли друг на друга, и развивались автономно. Что общего между греком и шведом, португальцем и немцем? Членство в европейских институтах, индоевропейский язык и христианское прошлое?
Европейская идентичность на протяжении нескольких веков отождествлялась с христианством. И в связи с этим следует признать, что, несмотря на сегодняшнее положение религии на Западе, Россия не обладает монополией на христианство. В том числе и потому, что для многих в самой России, если смотреть на вещи без иллюзий, христианство – это пережиток прошлого. И советский социализм имеет европейское происхождение, родился в Париже в XIX веке. Даже сегодняшний российский дискурс демократии является частью той риторики свободы, которая была продуктом Французской революции. И это далеко не все общие черты, которые прочно связывают Россию с Европой.
Даже в евразийской концепции российской идентичности европейский элемент является её неотъемлемой частью и не может быть отторгнут. Понятие цивилизации, как правило, выходит за рамки этнического национализма.
Запад – это надстройка, это американизированная европейская цивилизация. Но и Россия тоже в значительной степени американизирована. В конце концов, если Россия и Европа не родные сёстры в цивилизационном плане, то, по крайней мере, двоюродные. Сегодня многие россияне, даже «патриотические настроенные», продолжают любить Европу и европейскую культуру, осознавая её как часть себя. Любовь к своей стране не обязательно должна превращаться во враждебность к другой.
Николай Свириденко / CARICATURA.RU
Политические силы в Европе, поставившие всё на карту войны с Россией, не обречены на вечное существование. Они могут оставаться у власти до тех пор, пока им это позволяют институты, которые их создали, но политики также должны учитывать потребности и интересы отдельных государств. У каждого государства будут свои потребности и свои интересы. Столкновение Европы и России не может быть вечным, зафиксированным в генетическом коде цивилизаций. Европа и Россия могут сосуществовать бок о бок. Риторика «в конце останется только один», риторика войны до конца в век атомного оружия – это риторика, обречённая на уничтожение не только противника, но и себя.
Стефано Ди Лоренцо, итальянский политолог