Народный артист СССР певец Владимир Атлантов в эти дни принимает поздравления с семидесятилетием
– Владимир Андреевич, к вашему юбилею телеканал «Культура» показывает программу, которая называется «Две жизни». Для вас жизнь в России и Австрии – это действительно две разные жизни?
– Конечно, нет. Я живу одной, данной мне Господом жизнью и не собираюсь её ни вдоль, ни поперёк делить. Так живут многие мои коллеги: и Аня Нетребко, и Володя Галузин, и Дима Хворостовский.
– Если бы у вас был шанс что-либо изменить в своей судьбе, как бы вы им воспользовались?
– Наверное, я был бы добрее, снисходительнее и терпимее к своим родным и друзьям.
– А что касается карьеры?
– С карьерой у меня всё в порядке. Я удовлетворён её развитием. Просто мне не всё удалось сделать, что я хотел, но то, что мне удалось, – этого уже достаточно. Моя карьера длилась почти сорок лет: у нас более двадцати и здесь, в Вене, более десяти лет.
– Какое для вас самое важное и яркое событие в творческой судьбе?
– Мой первый выход на оперную сцену. Впервые в своей жизни я ступил на сцену, когда мне было лет девятнадцать. Я пел в хоре, а спектакль назывался «Евгений Онегин». Я вибрировал от счастья. Я думал, что наступает нирвана. Я впервые загримировался, впервые надел театральный костюм, впервые была сцена, и впервые была опера. Это было самое сильное впечатление за всю мою жизнь, которое невозможно забыть, хотя потом, конечно, были разные впечатления – и сильные, и не очень. Я и сейчас вспоминаю тот выход на сцену с удовольствием и какой-то иронией.
– В нескольких интервью вы говорили, что ушли на пике своей карьеры, чтобы пожить для себя. Оправдались ли надежды на спокойную и счастливую жизнь?
– Да, это так. Я счастлив и спокоен.
– Что значит для вас счастье?
– Счастье – это быть кому-нибудь нужным и чтобы мне кто-нибудь был нужен. А этого у меня в полном достатке, даже избытке.
– Чем сейчас занимаетесь?
– Сейчас в моей жизни путешествия, разные города и музеи, охота, рыбалка, воспоминания, переоценка того, что мне удалось сделать и что не удалось.
– Сейчас есть модная тенденция – осовременивать классические оперы. Как вы к ней относитесь?
– Плохо. Однажды мне «посчастливилось» участвовать в подобной постановке. В свою защиту могу сказать, что я просто не знал, что это будет. Я приехал слишком поздно и вдруг увидел, куда я попал. В конце карьеры я мог приезжать буквально за неделю до начала спектаклей. Это был «Самсон» в парижской «Опера Бастий». Сюжет был перенесён в наше время, во времена фашизма. Не думаю, что это было интересно. Моя позиция такова: режиссёр начинает заниматься подобными вещами, когда не хватает таланта и фантазии. Посмотрите, что делает Герберт фон Караян либо Франко Дзеффирелли – блестящие, гениальные режиссёры. Они свои постановки делают безумно притягательными, яркими, эффектными, талантливыми, что называется – брызгами шампанского. И не переносят действие ни в какие времена. Представьте: наше время взять и перенести на двести лет назад, одеть нас в старинные костюмы. Это же смешно будет выглядеть! То же самое, когда сюжеты двухсотлетней давности переносятся в наше время. Понимаю, что чувства и отношения между людьми мало изменились, но переносить и переодевать – это просто отсутствие таланта и фантазии.
– Как будете отмечать свой юбилей?
– Среди родных и близких друзей, которые собираются ко мне приехать.
– Вы и ваша жена – профессиональные музыканты. Помогает ли это в семейной жизни?
– В ней помогают любовь и взаимоотношения – это её основные компоненты. В этом смысле, поверьте мне, я счастлив: у меня прекрасная жена, выдающаяся наша певица Тамара Милашкина. И всю нашу жизнь сопровождает прекрасная музыка.
Беседу вела
«ЛГ» и её читатели присоединяются к многочисленным поздравлениям юбиляру.