Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Двуликое «Евробачение»

01 января 2007

СЛЕДЫ НА ТЕЛЕ

Двуликое «Евробачение», или Чего стоила «мамо» для нашего «тато»

Европа вздрогнула от такого изобилия

ПОЗИТИВ

PHOTASПочему у нас часть телезрителей смотрит Евровидение? Подчёркиваю, часть, так как знаю многих, кто по этому поводу вообще, как нынче говорят, «не заморачивается». Не из-за музыки же! Не из-за феноменальных же голосов, которых днём с огнём… Хотя в последнее время с голосами становится получше, если только исключить возможности всё возрастающего качества аудиоаппаратуры. Есть феномену Евровидения и некоторые «психосоциологические» причины.

Во-первых, соревнование. Кто – кого. Отсюда и понятие «болельщики». Отсюда и прошлогодний ведущий Дмитрий Губерниев, называвший в эфире группу Билана «дружиной», «сборной» и даже «нашими спортсменами» (естественно, ведь там же «пел ногами» фигурист Плющенко).

Во-вторых, это соперничество между странами. Можно даже сказать, по нашим меркам, идеологическое. Отсюда – голосование друг за дружку, соседей за соседей, лёгкое, но заметное «противостояние» запада и востока, разные вкусы поколений и прочее.

В-третьих, это в некотором роде суд, судейство, в котором каждый может принять участие. Элемент демократии, ощущение межграничного европространства, общей тусовки.

И в-четвёртых, это телешоу. Какое-никакое, но всё-таки концерт, качество которого всегда заставляло думать о лучшем. Ведь в отличие от клипа артист выступает «живьём», и данный телеформат ставит его не в очень выгодное положение.

В этой связи поговорим о прошедшем русском Евровидении. Нет, ругаться не будем. И по-настоящему клеймить никого – тоже. Но, господа, не обсудить «наше» Евровидение всерьёз просто невозможно. Иначе это когда-нибудь у нас закончится «гигантовидением» и песнями вроде «Майне мутер».

Начнём с хорошего, с позитивного. Итак, что нам удалось на прошедшем в Москве Евровидении:
– Мы потратили много денег.

– Мы сделали огромную интерактивную сцену, которая вроде бы удивила многих (не удивило, правда, то, что это сделали именно русские).

– Мы собрали технику со всей Европы по нитке, дабы в эфире Первого канала прозвучало сакраментальное: «Такого Евровидение ещё не видело».

– Мы увидели самого г-на Эрнста на экране крупным планом. Редкое счастье лицезреть предводителя Первого канала совместилось с неожиданной возможностью оценить заявление оного же о том, что россияне, оказывается, наконец-то поняли важность Евровидения и что-де Первый канал (будучи, естественно, по мнению выступающего, «продвинутым» в этом деле) приучал нас к этому конкурсу последние 15 лет. А вот чудаки-зрители всё думали, что это неинтересно. Благодарствуйте за науку. Позитивное заявление? Ну чем не позитивное! Прогрессивное!

– И наконец мы сделали красивую картинку. Мультяшку что надо! Утёрли нос европеоидам!

То есть мы отличились. А теперь поговорим об обратной стороне «золотой медали».

НЕГАТИВ

Почему мы в России вообще смотрим телешоу под названием «Евровидение»? Почему мы «повелись» на него в последнее время? Ведь раньше это не представляло у нас особенного интереса. Ощущение второсортности присутствовало всегда. Попсовая евромузыка, второстепенные персонажи. И даже если кто-то из участников потом и прорывался в сторону известности, то это же было «потом», а не на самом Евровидении. Иногда, правда, уже раскрученные звёзды принимали участие в конкурсе. Но конкурс их зачастую отвергал. Что-то не склеивалось. Евровидение существовало как бы само по себе, со своими вкусами и пристрастиями, не всегда – высокого полёта. В чём же смысл нынешнего ажиотажа, который нам так пытался навязать Первый канал? Почему даже государство нынче развели до того, что оно включилось в гонку эстрадных вооружений, словно «натовские солисты» пытаются прихватить души «наших людей» с помощью завоевания лидерства на конкурсе певцов?

Для этого посмотрим на события прошлой недели – на русское Евровидение – с иной стороны:
– Мы потратили не много денег, а очень много, даже слишком. Более 37 миллионов евро (официально). Пир во время чумы. Веселье на фоне кризиса и безработицы. Неудачное и слишком прямолинейное сравнение? Но даже Европа вздрогнула от такого изобилия. И это выглядело «по-нашему».

– Мы сделали такую большую сцену (ну больше всех!), что солисты пропали на её фоне, превратившись в букашек (кто-то в Интернете назвал это «блошиным цирком»). Крутизна техники убила естественность и живость исполнения, чем всё-таки отличалось Евровидение (ну хотя бы этим). На экране исчезли глаза исполнителей. Страны и лица слились в однообразное эстрадное месиво. Поэтому и одноликая, русская Мисс мира, лицо которой использовалось для обозначения разных стран, стала своеобразным символом клонированной Европы.

– Мы собрали технику отовсюду. Но это была не наша техника. Мы отличились за чужой счёт. Правильнее было сказать – такого выпендрёжа «за бабки» Россия ещё не видывала.

– Мы сделали красивую картинку за сценой, фон, антураж. И этим (да простит меня читатель и зритель!) как будто показали, что мы можем иногда помыть и раскрасить наш вечно пахнущий «российский туалет». Ведь за цветными электронными декорациями осталась реальность, которую никак не впихнуть в три-четыре попсовых аккорда или в яркий кадр на арендованных за кордоном экранах. Мы же хорошо знаем, что после феерии в Олимпийском спорткомплексе вновь будет функционировать дешёвый книжный рынок, где многодетные мамаши будут торговаться за каждую копейку, чтобы купить своим чадам учебники для школы. Разве не так?! И конечно, шоу было бы ещё круче, если бы потратили на него, например, 100 миллионов евро. А лучше – миллиард, это тоже было бы «по-нашему».

А-а, понятно, воскликнут некоторые. Опять они тут про деньги, про экономию, про кризис. Ведь главное, что шоу «прошло на высоте». Зачем же опять о «грустном»? Однако как не сказать, как не задать простой вопрос: а кому всё это было надо? Хотели доказать, что мы и здесь чемпионы? Что мы «могём»? Закатить шумиху и построить общеевропейскую потёмкинскую деревню? Уже все давно знают, что в России любят выкладывать на стол всё, что есть в холодильнике. И на улицу всегда выходят в самой лучшей одежде – себя показать да на людей посмотреть. А потом живут месяц на голодном пайке и штопают колготки (если они есть).

Гости «должны чувствовать себя комфортно, как дома», заявил нам г-н Эрнст в роли главного героя снятого им же самим для саморекламы канала фильма о Евровидении. А разве Европа уже устала от себя самой, чтобы чувствовать себя в России как дома?! И зачем надо было её жителям ехать на восток, чтобы опять оказаться «на западе»?! Хорошо же надо знать европейцев, чтобы заявлять такую абсурдную идею «одомашнивания»!

Кстати, матрёшки, балалайки и военные оркестры – всё это, конечно, всегда забавляло иностранцев. Такой торгово-сувенирный «Арбат-Евровижн». Но показуха, чем-то откровенно напоминающая представления «для высоких иностранных гостей» советских времён, просто изумила. Мы присутствовали, по словам того же г-на Эрнста, на «паневропейском проекте». Ну надо же! Нам открыли глаза! Разве Евровидение было делом какой-то отдельно взятой державы, вроде России, попытавшейся и здесь стать доминирующим фактором?! Мало победы Димы Билана со товарищи, так родился у нас ещё и г-н Эрнст-победитель, такой вот временный распорядитель арендованного электронного рая, попсовый Медичи из суфлёрской будки на евросцене.

Неслучайно в России о Евровидении с давних времён говорили с некоторой иронией. Причём точно так же отзывались и отзываются о конкурсе в десятках европейских стран. Однако г-н Эрнст, предполагая, что мы поверим в его обширный кругозор и знание европейской культуры, предложил нам для сближения с Евровидением «почитать английские газеты». Там якобы считают, что Евровидение – это очень хорошо – и баста. Такое заявление похоже не на открытие Америки, а скорее – на открытие Новой Англии, только не реальной, а мифической. Ведь именно в Великобритании критикуют конкурс на чём свет стоит. Для этого стоит посмотреть записи трансляций «Евровижн» по телеканалу BBC. Это отличный комментарий к заявлению о якобы ласковой британской прессе. На Би-би-си уже чуть ли не три десятилетия Терри Воган комментировал конкурс с такими язвительными насмешками да так умело, по-британски, что кто-то из журналистов отозвался о них как о «единственной причине, из-за которой человек со здоровой психикой станет смотреть Евровидение». А уж ведущим конкурса он вообще прохода не давал. «Опускал» на чём свет стоит. Теперь его сменил Грэм Нортон, которому, например, принадлежит фраза: «В Британии Евровидение посмотрели миллионы зрителей… То были домработницы из Литвы и Польши».

На затыкание прорех в трансляции российского Евровидения были брошены потрёпанные в боях «лучшие кадры» Первого канала. И чересчур добренькие сказки, читанные голосом Познера за кадром, и «рязанский» английский Малахова, который в состоянии закомплексованности и стресса постоянно хватал за талию и за грудь свою соведущую (кстати, волновавшуюся, но выглядевшую и внешне и «внутренне» на высоте, включая язык!), и нервно бегающая по сцене камера, имитирующая клип-арт, а на самом деле мешающая смотреть конкурс, – всё это должно, видимо, было показать миру, что мы, мол, тоже не лыком шиты. Умеем себя вести на людях, красавцы. Думается, что не зря футболисты пригласили однажды к себе голландца Гуса Хиддинка. И по полю они сразу забегали, и голы стали забивать. Может быть, раз уж за пультами Евровидения стояли сплошные иностранцы, надо было и для элегантного ведения пригласить того же Гуса? По крайней мере услышали бы более правильный английский.

ИЗ НЕДОСКАЗАННОГО

История Евровидения такова, что конкурс постепенно набирал обороты. Однако развитие электронных и мобильных коммуникаций позволило разгореться в последнее время страстям, связанным с реальной интерактивной игрой: голосуем «за наших». Многие люди даже не смотрят сам конкурс, но впиваются в экраны во время голосования. Кто – сколько – кому – очков – симпатии – антипатии – политика – наши – не наши – и прочее, прочее. А теперь вот, оказывается, где-то в скрытом от посторонних глаз кабинете, на одном из этажей Останкинского телецентра, многие годы сидел один башковитый человек, который пытался доказать России, что она не понимает чего-то главного. Он не раз представлял себе, что приведёт страну к «переформатированию» и даст ей великую радость и перспективу – стать причастной к пониманию «высокорейтинговости» телепродукта. Все эти закавыченные слова – цитаты из выступлений Константина Эрнста, который с помощью собственного крупного плана поведал нам сию истину с экрана от лица Первого канала. Будем ли мы верить в эту сказку? Станем ли критиковать «нашу» Анастасию Приходько, как это сделала добрая половина тех, кто смотрит и слушает Евровидение? Вернёмся ли в миллионный раз к обсуждению украинской исполнительницы, выступившей вместо не нашедших в себе сил москалей, а также к оценке «звательного падежа» в её «мамо»? Думается, теперь это ни к чему. Русское Евровидение уже история. Оно перешло в мир интернет-блогов и будущих воспоминаний участников. «Бай-бай, Раша!» – как выразился ведущий конкурса. У нас есть ещё цели поважнее. Например, «Оскар». Вот сделаем свой – лучше голливудского, тогда и успокоимся. Были бы «перспективы», а исполнители, переформаторы и деньги найдутся!

Однако можно поздравить Александра Рыбака из Норвегии с победой на Евровидении-2009. Он был естественен, свеж, энергичен, талантлив и вообще бесподобен. Неудивительно, что в этом году победила сказка, рассказанная юным исполнителем. Не всё же о деньгах и идеологических победах. Так решила Европа. И Россия – тоже, отдав русскому норвежцу максимум баллов. Такую сказку ведь даже за десятки миллионов евро не создашь и не исполнишь... Не так ли?

Константин КОВАЛЁВ-СЛУЧЕВСКИЙ
 

Код для вставки в блог или livejournal.com:

 

Двуликое «Евробачение»

Почему у нас часть телезрителей смотрит Евровидение?

2009-05-20 / Константин КОВАЛЁВ
открыть
КОД ССЫЛКИ:

 

 

Обсудить в группе Telegram

Константин Ковалёв

Константин Петрович Ковалёв (Константин Ковалёв... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS