К 125-летию со дня рождения Якуба КОЛАСА
Есть что-то символическое в том, что самые известные белорусские писатели родились в один год. На них, как на двух китах, утверждалась не только молодая белорусская литература, но и национальное самосознание народа, всю свою историю находившегося на вторых ролях. Белорусы не имели государственной самостоятельности, входя в состав то Киевской Руси, то Великого княжества Литовского, то имперской России. Условной самостоятельность Беларуси выглядела и при образовании СССР, когда впервые она была оформлена территориально.
Янка Купала для всех читающих и думающих людей выступал выразителем мечты о собственной державе, в которой белорусам можно было бы «людьми зваться». «Мне испокон веков дано / Наследство драгоценное, / Как ласка матери, оно / Всегда со мной, нетленное… / С ним думы все мои давно, / И сны, и песни звонкие. / А называется оно / Родимою сторонкою».
Янка Купала поэтизировал «преданья старины глубокой» и передавал их своим потомкам. «Помните, кто вы, и идите дальше», – это был главный лейтмотив его творчества.
Якуб Колас с первых своих произведений писал о простом человеке, пахаре, непосильным трудом зарабатывающем на кусок хлеба – и остающемся гордым, весёлым и добрым. Истоки его творчества были в «родном куте» – хуторке среди болот и лесов или на высоком берегу родного Немана. «О детства уголок мой милый! / С тобой расстаться я не в силах…»
Жизнь выдающихся людей часто сопровождается подлинными или вымышленными историями, подтверждающими их исключительность. Особенно это было характерно для Якуба Коласа, дядьки Якуба, как звали его в народе.
Мне уже приходилось рассказывать историю, приключившуюся с моим отцом. Будучи студентом-заочником, он приехал в Минск сдавать очередную сессию. Главный бухгалтер райпотребсоюза, отец мог себе позволить после очередного экзамена поужинать в ресторане. В данном случае это был ресторан «Заря», позже «Потсдам», теперь, кажется, «Крыница».
Не успел он сделать заказ, как официантка принесла салат, котлету с гарниром и бутылку красного вина. Отец вина не пил, только водку, и когда он попытался протестовать, официантка объяснила, что сегодня день рождения народного писателя Белоруссии Якуба Коласа. Вино с котлетой были подарком всем посетителям ресторана.
– Я выпил вино, – рассказывал мне отец, – добавил ещё водки – и теперь никогда не забуду, кто такой Якуб Колас. Настоящий поэт!
Я с этим не спорил. Якуб Колас нравился мне и как поэт, и как прозаик. Но главное, он писал о полесской глуши. В Люсине, что в моём родном Ганцевичском районе, Якуб Колас работал учителем, и тамошние озёра, болота и дубовые рощи вошли в его трилогию «На росстанях». А Ядвися и вовсе была для меня самой романтичной и притягательной героиней всей белорусской литературы.
«Если лес там – так лес! – писал Якуб Колас. – В десять дней не пройдёшь. А простор – так простор! И конца не найдёшь…»
Это и о моих Ганцевичах.
А вот ещё один пример, подтверждающий, что мифы о Якубе Коласе появлялись отнюдь не случайно.
Сын Якуба Коласа Данила писал: «Я припоминаю, как в конце 40-х годов из Западной Белоруссии было получено письмо в таком телеграфном стиле: «Глубокоуважаемый Константин Михайлович! Мне надо купить коня. Вышлите четыре тысячи рублей. Вот и всё». Дальше шла подпись. Ответ был таков: «Уважаемый товарищ! Вступайте в колхоз. Будете обеспечены конём. Вот и всё. Якуб Колас». Но вот к нему обращается больной человек. Просит помочь. Обещает, что, как только выздоровеет, сразу же рассчитается. Выслав соответствующую сумму, Колас пишет: «Поправляйтесь, становитесь на ноги. Отдадите, когда буду беден я».
Конечно, ни Якуб Колас, ни Янка Купала не были бедными людьми. Государство выделило им хорошие квартиры, машины, за произведения платили достойные гонорары. По воспоминаниям младшего сына Коласа Михаила, к ним в гости приходили многие известные люди.
В письме переводчику С. Городецкому в 1948 году Якуб Колас писал: «Ехал из Москвы с Фадеевым в одном купе. Он чудесный человек и отличный собеседник… Фадеев остановился у меня. Две ночи ночевал и Прокофьев. В день приезда у меня собиралась компания писателей».
Об А.А. Фадееве вспоминает и Данила Константинович: «В тот вечер в нашем доме было весело, писателей было человек 12-15. Говорили о жизни, литературе и искусстве. Александр Фадеев выделялся из всех своим знанием наизусть произведений многих известных и малоизвестных поэтов».
Но самый главный миф, касающийся фигур Янки Купалы и Якуба Коласа, связан с награждением писателей орденами. Точнее, с заменой ордеров на ордена.
23 октября 1938 года на стол первому секретарю ЦК КПБ П.К. Пономаренко лёг документ, подготовленный народным комиссаром внутренних дел, майором госбезопасности Наседкиным. Вот его фрагмент: «Совершенно секретно. Секретарю ЦК КП(б)Б тов. Пономаренко. Лично. Об имеющихся компрометирующих материалах на членов Союза советских писателей БССР… 2. Мицкевич Константин Михайлович, литературный псевдоним Якуб Колас и Тарас Гуща, 1882 г. рождения, уроженец застенка Акимчицы Минского уезда (Польша), белорус, беспартийный, народный поэт БССР, вице-президент Академии Наук БССР, член правления Союза советских писателей БССР.
Крупнейший белорусский писатель, поэт и прозаик. Один из лидеров нацдемовского движения в Белоруссии, закадычный друг Янки Купалы.
Вместе с Купалой редактировал в 1908 – 1912 годах белорусскую буржуазно-националистическую газету «Наша нива» в г. Вильно (Польша).
В период белопольской оккупации Белоруссии был близко связан с белооккупантами и принимал деятельное участие в работе созданных поляками здесь антисоветских националистических организаций «Белорусский национальный комитет, войсковая комиссия и др.».
После изгнания белополяков из Белоруссии вместе с Купалой, по заданию польской разведки принимает активное участие в создании так наз. нацдемовской организации в Белоруссии.
В период 1921 – 1930 гг. систематически участвует в нелегальных сборищах нацдемов, проводившихся на квартире Купалы и у него.
Является одним из организаторов нацдемовской литературной организации «Полымя», автор целого ряда антисоветских «нацдемовских» литературных произведений. Его поэма «Новая земля» переведена в большинстве стран Европы.
Показаниями разоблачённых нами 31 участника антисоветского подполья в Белоруссии, на протяжении 1937 – 1938 гг. изобличается, как один из руководителей нац.-фашистского подполья и польский шпион».
Получив этот документ, в котором, кстати, были собраны материалы на 18 белорусских писателей, Пономаренко будто бы срочно выехал в Москву и прорвался на приём к Сталину. Вождь изучил документ и нажал на кнопку селектора. «У меня здесь в кабинете молодой белорусский секретарь Пономаренко, – сказал Сталин, – он говорит, что за все годы советской власти ни один белорусский писатель не получал никаких наград. Это правда?» – «Правда», – ответил голос в селекторе. – «Пономаренко зайдёт к вам, оформите».
31 января 1939 года вышел указ о награждении орденами сорока работников промышленности, сельского хозяйства, науки и искусства Белоруссии, имеющих заслуги перед родиной. Открывали список имена Янки Купалы, Якуба Коласа и Михаила Лынькова.
Сейчас уже не скажет никто, как всё было на самом деле, но документы в виде докладной записки майора госбезопасности Наседкина и указа, вышедшего через два месяца после того, как она попала на стол руководителя республики, существуют.
В любом случае и Янка Купала, и Якуб Колас остаются фигурами, приковывающими к себе пристальное внимание. Обстоятельства смерти первого до сих пор будоражат писательскую общественность. Сколько есть сторонников версии о насильственной смерти Купалы, подготовленной спецслужбами, столько же и её противников.
А дядька Якуб остаётся дядькой Якубом. Знаменитым писателем, у которого можно было попросить деньги и на коня, и на хату, и на бог знает что ещё.
Он был своим.