Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

«Дядюшка» – людям!

01 января 2007

ПРЕМИАЛЬНОЕ

То, что флагман мировой киноиндустрии Голливуд пребывает в некотором системном кризисе, – очевидно. И очередной оскаровский премиальный шорт-лист, уже не первый год не могущий похвалиться наличием безусловных шедевров, стал тому подтверждением.

Впрочем, тем, кто радостно потирает руки, чая, как в самом скором времени российская экранная продукция наконец-то уверенно потеснит у нас заокеанскую, я бы посоветовал несколько охолонуть. Давно известно, что «загниваем» мы, по обе стороны Берингова пролива, совсем по-разному. И то, что русскому зрителю, несомненно, здорово, ещё вовсе не означает обязательного карачуна для янки – главного фильмопотребителя планеты и мирового законодателя вкусов по этой части.

Да, можно с достаточной долей уверенности констатировать: фильм «Король говорит!», оказавшийся по итогам 83-й по счёту церемонии вручения призов Американской академии киноискусств явным номером один (в активе – заветные статуэтки за лучший неадаптированный сценарий, за лучшую режиссуру, за лучшую мужскую роль и, наконец, за лучший фильм), – это не «Касабланка», не первый «Крёстный отец», не «Пролетая над гнездом кукушки» и даже не «Титаник». Но «основанное на реальной истории» киноповествование о будущем английском монархе Георге V и логопеде, вылечившем его от несовместимой с королевским саном болезни заикания, – картина, без сомнения, высокопрофессиональная, эмоционально заразительная, стильная и, главное, человеческая. Под последним качеством мы понимаем то, что она демонстрирует нам живых «полнокровных» людей и обращена опять-таки к человеку, апеллируя к его разуму и лучшим чувствам.

Вообще знаменательно – без малого половина нынешней рекордной «великолепной десятки» соискателей в борьбе за основного американского золотого «дядюшку» (как по-свойски любовно кличут кинематографические деятели США вожделенную премиальную фигуру) посвящена событиям, происходившим в реальности, и представляет на экране реальных людей, более того, в основном благополучно живых, пускай зачастую и не вполне здоровых. Таков герой оставшейся в итоге без наград картины «127 часов» – новый «настоящий человек» альпинист Арон Ли Ралстон, вынужденный в экстремальной ситуации выбора между жизнью и смертью ампутировать самому себе руку. Таков создатель Facebook`а, мультимиллиардер и социопат Марк Цукерберг, чей личный драматический опыт воплощения американской мечты лёг в основу фильма «Социальная сеть», считавшегося накануне минувшего воскресенья едва ли не главным фаворитом оскаровской гонки, но оставшийся в итоге лишь с тремя второстепенными призами: за лучший адаптированный сценарий, лучший монтаж и лучший саундтрек. Таков экс-чемпион мира по боксу в полусреднем весе Микки Уорд – центральный персонаж ленты «Боец», взявшей всего двух, но значимых «Оскаров» (лучшими актёрами второго плана академики назвали Мелиссу Лео и Кристиана Бейла, блистательно, в лучших голливудских традициях создавших колоритнейшие и пронзительные образы, соответственно мамаши и непутёвого братца вышеупомянутого боксёра-чемпиона).

В своё время, в эпоху Великой депрессии, «Фабрика грёз» сыграла весьма значительную роль в благородном деле придания гражданам Соединённых Штатов бодрости и силы духа, в преодолении уныния и упаднических настроений. И кажется, что красивый околокинематографический сюжет сегодня повторяется. Ведь все фильмы – номинанты и лауреаты 2011 года были замыслены уже в пору последнего мирового экономического кризиса. И их преимущественно сугубо жизнеутверждающий статус, их ярко выраженная ориентация на героев, преодолевающих себя и непростые обстоятельства, их, как бы громко это ни звучало, гуманистический пафос, их, в конце концов, сравнительно скромные по сравнению с недавними годами бюджеты стали лучшим и единственно верным ответом на вызов времени. Пусть даже и не гениальным с точки зрения художественного уровня.

Надо ли говорить, что, анализируя это, ты отчётливо понимаешь, что у нашего «Края», этого колосса на глиняных сценарных ногах, рассказывающего о каких-то гомункулусах, существующих вне худо-бедных адекватных реальным времени и пространству, не было и не могло быть никаких шансов на получение приза Американской киноакадемии.

Александр А. ВИСЛОВ, МОСКВА, у телевизора

Когда верстался номер

В понедельник вечером горестная весть пришла из Парижа. На 80-м году жизни скончалась Анни Жирардо. За свою более чем блистательную полувековую карьеру она была удостоена массы призов. «Оскара» среди них не было. Но только по той причине, что актриса на экране никогда не говорила по-английски. В памяти миллионов зрителей Земли она навсегда останется одним из символов французского: языка, элегантности, женственности… И искусства.

Обсудить в группе Telegram

Александр Вислов

Окончил театроведческий факультет ГИТИСа. Раб... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS