Поначалу казалось, что драма из жизни высшего католического духовенства режиссёра Эдварда Бергера будет похожа на «Двух пап» (2019) Фернанду Мейреллиша. Там Энтони Хопкинс замечательно сыграл просветлённого старца-папу, который принял решение уйти, на своё место рекомендовав кардинала из Латинской Америки. Нет, никаких кощунств, которые могли оскорбить истово верующих католиков, в том фильме не было, новый папа не собирался венчать однополые браки, просто он относительно молодой, либеральный, как, собственно, в реальности и было, когда немца Бенедикта XVI сменил аргентинец Франциск. Но всё же некая «подлянка» в том фильме была.
В роли уходящего на покой папы, мудрого, просветлённого, способного, кажется, вознестись на наших глазах, был выдающийся лицедей, более всего известный по роли страшного маньяка Ганнибала Лектора из «Молчания ягнят», которого он сыграл дьявольски убедительно. То есть глава католической церкви в предыдущем воплощении – величайший грешник. Конечно, это кино, но всё-таки неуютно немного: святой, в послужном списке которого антихрист.
В «Конклаве» большую часть фильма на первом плане – выдающийся актёр с безукоризненным бэкграундом, великолепный Рэйф Файнс. Российского зрителя подкупает также то, что он давний русофил – Файнс играл Евгения Онегина в спродюсированном им же британском фильме по Пушкину, а также участвовал в российской экранизации «Месяца в деревне» («Две женщины»).
Артист проникновенно играет сомневающегося, но непреклонно порядочного кардинала-декана Лоуренса, в обязанности которого входит соблюдение всех правил при проведении выборов нового папы. Симпатия к герою Файнса и ему самому распространяется на весь фильм, и не сразу замечаешь умело расставленные сценаристами (Питер Строан, Роберт Харрис) пропагандистские акценты. Итальянский кардинал-консерватор Тедеско (Серджо Кастеллитто), отстаивающий традиционные ценности католической церкви, яростно не принимающий либеральные веяния с появлением трансгендеров и множества новых полов, очень тонко сыгран как отрицательный персонаж. Он вроде такой же, как все, но тоталитарен и хамоват, вдруг срывается на скромного помощника, и симпатии к нему сразу улетучиваются. Кроме того, в фильме вскрывается тема коррупции в Ватикане, и вдруг замечаешь также, что среди кардиналов какая-то тотальная «неуверенность» – почти никто на самом деле не верит в Бога. Все заняты собой.
Предвыборные интриги в «Конклаве» мощно держат сюжет. Также очень интересно, как воссоздана процедура выборов, которую простым смертным в натуре увидеть не суждено, интересно показан и быт высших иерархов. Прекрасный ансамбль актёров: Стэнли Туччи, Джон Литгоу, Изабелла Росселини... Убила развязка. Это не вишенка на торте, а огромная свинья под ёлку папе римскому. Тем более что финал поначалу воспринимается, как потрясающе справедливое, Богом посланное, неожиданное, но единственно правильное решение. Папой становится не тот явный кандидат, который лидировал в начале, и не его главный соперник, и даже не декан Лоуренс, как многие предположили в начале, а некто воистину достойный, истинно верующий, может быть, единственный такой среди всех епископов. Но он… и тут подлянка куда круче – двуполый. На вид вроде мужчина, но с женскими яичниками, как он (она) сам вдруг признаётся Лоуренсу. Идеальный кандидат на роль наместника Христа с точки зрения Голливуда! А как же догматы католицизма?
Миллиард католиков готовы к такому гендерному разнообразию в епископате? Протестанты – уже готовы, а Святой престол?
Не сомневаюсь, что фильм будет выдвинут на «Оскар», он соответствует всем его новым стандартам. Выдающийся пропагандистский продукт.
Другое мнение в статье "И последние стали первыми"