Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Дьявольская прелесть экзорцизма

01 января 2007

А ВЫ СМОТРЕЛИ?

Роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» был посвящён «спецкурс» из четырёх выпусков просветительского цикла канала «Культура» ACADEMIA. И жаль, что всего из четырёх. Две лекции юным лоботрясам прочитала Мариэтта Чудакова, по одной – два других профессора: Андрей Кураев и Александр Ужанков. Все они были очень познавательны. Особенно для тех, кто роман прочитал недавно и не читал трудов уважаемых лекторов (а также многих других исследований), однако их очевидная субъективность не может не вызвать желания оппонировать и даже протестовать. Жаль, что слушатели в студии к этому совершенно не готовы и смотрят на лекторов иногда так, как будто не понимают, о чём вообще идёт речь. Создателям замечательного цикла стоит подумать о более осмысленном и действенном «включении» в передачу юных «студийцев».

Лекции Мариэтты Чудаковой в основном были посвящены не самому роману, а истории его опубликования и историческому контексту создания. Личное участие в подготовке текста, встречи с Еленой Сергеевной Булгаковой во взволнованном, несколько сумбурном рассказе лектора отдалили собственно от романа и даже несколько заслонили образ его создателя. Процесс реконструкции первого варианта книги оказался важнее её самой. А вот анализ времени написания ничуть не изменился с 60-х годов, оставшись вполне в русле тогдашних диссидентских штампов. Хотя за последние десятилетия в исследовательский обиход вошло множество документов советской эпохи, которые кардинально меняют представления о важных событиях в жизни героев и страны.

Выступление известного богослова Андрея Кураева было куда увлекательнее. Выводы парадоксальные. Роман о Пилате (в котором нет ни креста, ни Христа) Мастер создавал по «заказу» Воланда, Маргарита – изначальная ведьма, не любившая Мастера, задача которой передать рукописи «в мир людей», и многое другое хоть и показалось мастерски обоснованным, но выводы Кураева были более «миссионерскими», чем литературоведческими, оторванными от объективного анализа книги во всей её полноте.

Следующая лекция кардинально революционизировала богословский взгляд протодиакона. Оснащённое множеством «неопровержимых улик», по-своему блестящее расследование профессора Ужанкова о «дьявольской прелести» романа подводило к тому, что рукой уже не Мастера, а самого Булгакова водил сатана. Почти прозвучал приговор с невысказанным, но неминуемым «поражением в правах» богомерзкого романа и его автора. Но если «Мастер и Маргарита» – сатанинская проза, то тогда и вся великая русская литература должна быть подвергнута беспощадному церковному аудиту? И что от неё останется?.. Можно ли произведение искусства, к тому же вырванное из контекста эпохи, судить не по законам, которые «художник сам над собой поставил, а «военно-полевым судом» мракобесия (как богоборческого, так и инквизиторского)? И как забыть то, что благодаря роману Булгакова десятки, если не сотни тысяч молодых людей в безбожные 70-е обратились к Библии и Христу?

То, что краткий курс «Культуры» по «делу Булгакова» завершился фактически экзорцизмом, весьма странно. Вспомним о последней воле писателя («пусть знают»), которую Елена Сергеевна, издав роман, выполнила – необходимо продолжение узнавания писателя, не забывая, конечно, и о его творческом подвиге, и о теме ответственности гения за содеянное. Перед Богом и людьми.

А.К.

televed@mail.ru

Код для вставки в блог или livejournal.com:

Дьявольская прелесть экзорцизма

Роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» был посвящён «спецкурс» из четырёх выпусков просветительского цикла канала «Культура» ACADEMIA.

2011-10-12 / А. К.
открыть
КОД ССЫЛКИ:

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм ЛГ рейтинг Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS