Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 13 июля 2022 г.
  4. № 28 (6842) (13.07.2022)
Многоязыкая лира России

Дыхание провинции

13 июля 2022

Валерия Тюхтенева

Родилась в 1954 году на станции Пенёк Новосибирской области. Окончила Новосибирский электротехнический институт связи. Работала по специальности в Тобольске и Горно-Алтайске. Публиковалась в республиканской газете «Звезда Алтая», поэтических сборниках «Огни гавани» (2014, Санкт-Петербург), «Наследие» (2017, Москва), в антологии «Поэзия Горного Алтая» (2020, Горно-Алтайск) и других изданиях. Живёт в Горно-Алтайске.


 

Анне Антоновне

За церковным погостом осыпалось небо

Синей пылью цветущего льна.

На меже бабка Анна – святая без нимба –

В поле гнётся с утра до темна.

 

На пригорке избушка у старой рябины.

Кросна в сенях иль ткацкий станок.

От божественной арфы, от гуслей былинных

Струны-нити: основа, уток.

 

Здесь в короткие ночи колдует над ними

Бабка Анна. В движении струн,

Словно музыка, льются сермяжьи холстины

Из-под жёстких, натруженных рук.

 

Холст на поле отбелит студёной росою.

Вышьет крестиком семь рушников.

Вновь осыплется небо на поле льняное…

Запах детства – на дне сундуков.

 

Октябрь. Утро

Вдруг ощетинится хребет горы

Непроходимо жёстким сухостоем,

И сквозь него покатит на прорыв

Светило – крутолобое, златое.

 

И поплывут навстречу небеса.

И возомнит себя жар-птицей тополь.

В катунских водах вспыхнет бирюза,

Река припомнит цвет первоистока.

 

На берегу – вкрапление осин

В берёзовую охристую гамму,

Где ворон, новый день провозгласив,

Напомнит мне – зима не за горами.

 

Гефсиманский сад

У каждого свой Гефсиманский сад.

В моём всё яблони да сливы.

Раскидистых рябин последний ряд

Парит над кромкою обрыва.

 

Внизу река, за нею косогор,

Ночного неба звёздный купол.

Молюсь. Как страшен смертный приговор –

Сакральный смысл мне недоступен.

 

И я твержу – пусть будет так, как Ты

Сказал. Пусть спят родные люди,

Не спят враги. В толпе, как знак беды,

Улыбка на устах Иуды.

 

Твержу – пусть будет так, как Ты сказал.

Я верю: крест даёшь по силам.

Не страшен приговор, страшна толпа,

Что крови невиновного вкусила.

 

Пока звучит колокол

С морозным воздухом

Вдыхаю колокольный звон.

Страх и душевную боль выдыхаю.

Как трудно выдавить из себя обиды,

Жёсткий ком подступил к горлу.

Сделаю ещё одну попытку,

Пока звучит колокол…

 

Пессимистическое

Осенью поздней и сплином

Был мегаполис распят.

В улицах – дымных коптильнях

Дождика полураспад.

Церковь среди новодела

С вывеской – «Кинотеатр»

Женщиной падшей глядела

В бездны витрин боди-арт…

 

Семинский перевал

Семинский перевал. Осенний лес.

Крик незнакомой птицы

Роняет эхо в голубую взвесь

Долин. И крик тот длится,

Вплетаясь в песню, что поёт акын

У очага в аиле

О красоте заснеженных вершин,

О мудрости, о силе.

В пиалах терпкий, ароматный чай

С баданом и брусникой.

За разговором, будто невзначай,

Красоткой луноликой

Восходит ночь. Мохнатая звезда

Дрожит на паутинке.

А поутру – снега вокруг, снега,

И каждый шаг с «хрустинкой».

 

То был сентябрь. Семинский перевал.

Сюжет из старой книги.

Ты бережно в ладошку собирал

По снегу капельки брусники.

 

Не спугни

Май… Понедельник…

Милостью свыше

дождь акварелью

по мокрому пишет

перечень дел мне:

 

– книгу открыть на случайной странице

и убедиться:

всё уже было в подстрочнике судеб;

– слушать кукушку, с ней годы считать:

…три…

…девятнадцать…

…семьдесят пять…

так досчитаться до… всё ещё будет;

– сад в одинокой душе обиходить;

– ждать с нетерпением первые всходы…

 

И мне на ушко:

«Смотри не спугни

в поисках истины вечной

бабочку в зоне предплечья

у сумасбродки весны».

 

Незваные приходят зимы

Незваные приходят зимы.

Ложатся белые снега.

Следы любимых, нелюбимых

Читаю с чистого листа.

А за спиной – метель погоней.

Бежать – пульсирует в крови –

От монохромности агоний

Лесов и рек, от нелюбви…

 

Под своды выставочных залов,

Где маки яростно цветут,

В горсти хранят седые скалы

Озёр пречистый изумруд.

 

Где слышен журавлиный клёкот

У флейты в перекличке нот,

И где в «в прекрасное далёко»

С собою девочка зовёт.

 

Чайная церемония

Чайная церемония на циновке

Под пологом яблонь в цветущем саду.

Струйка пара над чашкой. Ветер доносит

Дыхание провинции Гуандун

 

В запахе чая с лепестками жасмина,

С лавандой, бамбуком, с медовостью трав

У Жёлтого моря в закатном кармине,

С отдушкой смородинового листа.

 

Здесь в ритуальной встрече ложки с фарфором

На чистом китайском вылетает – «Дзэнь».

Просто звоночек – без наречий, глаголов,

Очевидно, напутствие в новый день…

 

Над старым причалом

Море молчало. Над старым причалом

Белые чайки истошно кричали.

Милости ждали от тучного неба –

Схода исподнего чистого снега.

Кружевом нежным в посконной печали,

Тихим молебном над старым причалом.

 

Весна. День первый.

Весна. День первый. Понедельник.

За окнами чудовищем морским

На берег выброшенный штормом

В лохмотьях старый мир лежит

И смотрит блёклыми глазами…

Ни взгляда не отъять, ни стать немым

Свидетелем чужих мутаций,

Лишь соучастником, и с ним:

Текучесть жаберных дыханий

Менять на жадный вдох открытым ртом,

Подстраивать фокусировку

По-рыбьи близоруких глаз

Под киллеровски дальнозоркий,

Всегда прицельный, соколиный взгляд,

Ленивых плавников движенье

Ломать под жёсткий ритм крыла…

 

И вдруг взлетать,

И в небесах весенних

Летать без устали, летать

От понедельников

До воскресений.

 

Ничья

Возвращение – стая грачей

На заброшенной пашне ничьей,

На дороге, к погосту ведущей,

Возвращение – рвут мою душу

У колодца старинный журавль,

Покосившийся дом, что корабль

На мели возле ивы плакучей.

Поднимусь по ступеням скрипучим,

От замка на двери нет ключа…

Как случилось, что я здесь ничья?

 

Натюрморт с белыми лилиями. Акварель

В шероховатостях бумаги воды смешенье, красок –

Всё преимущественно серых (в природе много их).

И здесь важны нюансы – точнее, пропасть между ними.

Свет, полутени, стайки бликов, порханье мотыльков.

И в переливах, и в затёках суть таинства рождения

Её Величества – лилейной белизны.

 

Уроки каллиграфии

Так тонко, изысканною каллиграфией

Следы сорочьи вписаны в снега.

Иероглифы цепочкой аккуратною

Плели интригу на потребу дня.

И падала лиловой кляксою случайно

Тень прямо на финальную строку.

И многоточием рассыпались все тайны…

Утешить сердце чем смогу?

 

Белых буйволов вереницы

Белых буйволов вереницы

Переходят небесный лиман.

Чёрным буйволам воля снится –

Степь без края да жизнь без ярма.

Только ночь коротка, а утром –

Борозда, что длиной в горизонт,

След кнута кровав, жилы вздуты,

Тучи гнуса в полуденный зной.

Ход времён ничто не нарушит.

Бороздой, уходящей в туман,

Чёрных буйволов белые души

Перейдут небесный лиман.

* * *

До весны осталось совсем чуть-чуть –

Сделать шаг, взлететь в небо,

Позабыв про земную, сермяжью суть.

Не единым же хлебом…

 

Выдыхай остуду февральских вьюг,

Чтоб на вдохе открылось

Сердце новой весне, и тогда вдруг

Ощути за спиной крылья.

Тэги: Поэзия Алтая
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Молимся о сокрушении зла

    11.07.2024
  • Есть у души особенное зренье

    13.07.2022
  • Ничего не жалей для других

    13.07.2022
  • Магнетизм необъяснимый

    13.07.2022
  • На чистый звук иду упрямо

    13.07.2022
  • На морозе свечу зажгу

    33 голосов
  • Магнетизм необъяснимый

    16 голосов
  • Дождь трещал, как старый патефон

    15 голосов
  • Милый враг, строгий друг

    12 голосов
  • Мы учимся любить

    10 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS