Уровень освоенного подростками материала оказался на границе бакалавриата и магистратуры
Есть в науке область, которая востребована практически каждым человеком. Открытия и изобретения тут нередко в буквальном смысле вопрос жизни и смерти. Это медицина. Благодаря развитию технологий в традиционной науке всё более закрепляется новое направление – телемедицина.
Сегодня, говоря о ней, каждый подразумевает что-то своё.Чаще всего имеются в виду два направления: проведение тех или иных медицинских мероприятий без врача и удалённое консультирование или частичная постановка диагноза.
В широком смысле телемедицина – это применение информационных технологий в медицинских процессах. В том числе технологий связи. На пути её развития немало рисков. С телемедициной связан целый пласт вопросов безопасности. Устройства должны быть безопасны в использовании, производить не инвазивные, косвенные измерения. Крайне важна их точность, что подчас критично при постановке диагноза. Ещё тема: информационная безопасность. Ведь речь не просто о персональных данных, а о личной медицинской информации, требования к хранению, передаче и обработке которой весьма серьёзны.
Развитие телемедицины возможно только в случае прогресса сразу в нескольких областях науки и техники. Это и точное приборостроение, и различные технологии машинного обучения, и совершенствование средств связи. Но самое главное – телемедицина немыслима без подготовки общества к её использованию. Например, сегодня закон запрещает удалённую коммуникацию врача и пациента. Этой правоустанавливающей норме более 15 лет, наверняка она будет совершенствоваться. Как и общая этика использования телемедицины.
Несмотря на то что эта тема на первый взгляд отнюдь не детская, за её разработку взялись дети. Вернее, подростки от 14 до 17 лет, приехавшие в школу «Лифт в будущее» из разных мест России. Им предстояло не просто основательно изучить всё, о чём говорилось выше, но и попробовать создать некое новое устройство или технологию.
– Сначала мы пытались понять, что такое здравоохранение в нашей стране, какие проблемы особо актуальны. Изучили применение перспективных технологий, ознакомились с международным опытом и новыми трендами, – рассказывает Людмила Виткевич, руководитель направления IT и телекоммуникации. – В итоге выявили пять основных причин смертности в России и решили взяться за одну из них – диагностику и мониторинг заболеваний дыхательных путей.
Ребятам предстояло создать обширную информационную систему, включающую все этапы работы с информацией: сбор данных, их предобработку, запись и хранение, обработку и выдачу результатов.
Сбор данных осуществлялся с электронного стетоскопа, который записывал аудиофайл ритма дыхания человека. Далее следовало создание довольно необычной базы данных, состоящей из постоянно подгружаемых данных с электронного устройства и специально разработанного опросного листа. Плюс дополнительная медицинская информация по симптоматике дыхательных заболеваний. Потом аудиофайл обрабатывался на предмет поиска подозрительных шумов, и на основании этого принималось решение о дальнейших действиях.
– Ребята досконально проработали всю архитектуру проекта, – говорит Людмила Виткевич, – определили этапы, на которых должен быть контроль информации, где могут быть задействованы партнёры и какие ресурсы потребуются. Отдельная сложность – закрытое хранение медицинских данных. Проект состоял из двух частей, между которыми надо было наладить взаимодействие. С одной стороны, сбор информации от пациента, с другой – её обработка. Ребята справились блестяще. За две недели проектирования получили прототип работающей системы. Думаю, даже не всяким профессиональным разработчикам такая задача по плечу.
Но «Лифт в будущее» – это прежде всего школа. Ключевое – образовательный эффект. Проект можно считать успешным, когда руководителям и кураторам удаётся показать, что такое комплексный подход и инженерное проектирование, как соотносятся требования пользователя с требованиями реальных инженеров, как это переплетается с условиями рынка, юридическими аспектами и логикой ценообразования.
– Уровень освоенного детьми материала лежит на границе бакалавриата и магистратуры, – отмечает Ксения Гнитько, руководитель конструкторского бюро направления IT и телекоммуникаций, сама в прошлом выпускница школы «Лифт в будущее». – Многие из ребят всерьёз задумались, зачем в реальной жизни нужны навыки, которым они обучались в обычной школе. Самое же ценное для нас – победный возглас «Заработало!», когда длинные ТЗ и сложные схемы превращаются в нечто материальное.
Ева Резван
АВТОРИТЕТНО
Дмитрий Калинин, начальник отдела по работе с корпоративными клиентами филиала ПАО «МТС»:
– Телемедицина особенно актуальна в нашей стране в связи с тем, что очень много людей живёт за сотни километров от медицинских учреждений. Её применение может стать необычайно широким, причём как коммерческое, так и социально ориентированное. Телемедицина может быть особенно полезна для флота и армии. А, скажем, в районах вирусных эпидемий в силах существенно снизить риски для работающих там врачей.