Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Единая, неделимая, расколотая

01 января 2007

В шутливом послесловии к своей работе «Пути и лица. О русской литературе XX века», названном «О котах диких и учёных», Алексей Чагин говорит о сугубо серьёзном и тревожном явлении: о произволе, воцарившемся ныне на полях литературоведческих: «Интересное, но и беспокойное время настало нынче для нас. Всё чаще мы замечаем, что на улицах и тропах отечественной культуры появилось и быстро растёт новое племя котов диких или, точнее, одичавших. Нормальную свободу слова они превратили в словесную «волюшку»… Давно уже нет у нас литературных дискуссий, вместо них – кошачьи драки на крыше. Особенно любит это племя веселиться на просторах истории нашей словесности». 

Вся книга и противостоит таким «забавам», подчас восстанавливая, а главным образом, обогащая наше представление о русской (советской и эмигрантской) литературе XX века. Автор размышляет о двух потоках, совмещавшихся в едином художественном мире, – «мы с тобой два берега у одной реки».

А.И. Чагин. Пути и лица. О русской литературе XX века. – М.: ИМЛИ РАН, 2008. – 600 с.

Хотя диапазон разговора в книге обширный и во времени (от начала минувшего столетия и до наших дней), и в жанровых рамках, как отмечает сам автор, «разговор этот… не распадается на многоголосье, остаётся внутренне целостным и даже имеет свою «драматургию», свою логику развития» – от рассечения русской литературы на два потока после 1917 года и до современности, когда литература (правда, в неблагоприятных условиях другого порядка) вошла в свои естественные берега. 

Это подтверждается движущимся конфликтом, идущим через всю работу: в первой главе «Расколотая лира. Россия и зарубежье: судьбы русской поэзии в 1920-е – 1930-е годы» обнажается глубина разорванной художественной правды при парадоксальных сближениях как на пути традиционализма, так и авангарда. В главе «О литературе русского зарубежья» говорится о ведущих тенденциях в ней, включая связи с метрополией (Борис Пастернак и русское зарубежье), но главным образом воссоздаются образы изгнанников (Гайто Газданов, Александр Гингер, Анна Присманова, Юрий Одарченко, Арсений Несмелов, спор поколений, диалог А. Бема и Г. Адамовича и знаменитая «парижская нота», в которую вплелись голоса почти всех молодых поэтов, и малоизученная «финская тропа» в русском рассеянии; и наконец «О русской литературе XX века», где вводная подглавка «Случайный сюжет» уже даёт нам возможность в перспективе времени и пространства совместить таких разных (и, оказывается, парадоксально близких по своим художественным символам) писателей, как В. Набоков, Н. Гумилёв, А. Блок, С. Есенин, О. Мандельштам). Но за нею идёт серия тонко и выверенно нарисованных портретов – Виктора Гофмана, нашего национального гения Михаила Исаковского и гения другого – Сергея Есенина, возвращение которого (давно состоявшееся) подтверждается выходом первого тома академического собрания его сочинений, подготовленного сотрудниками Института мировой литературы; совершенно не известного даже в научных кругах поэта, прозаика, учёного Сергея Толстого (подглавка «Тяжёлая любовь»), практически внутреннего эмигранта. Ну а затем широкое пространство работы «Герой и время (О лирическом герое поэзии 60–80-х годов»). 

Таков диапазон монографии Алексея Чагина – от Блока, Гумилёва, Ходасевича и до Твардовского, Заболоцкого, Рубцова. Повторю: при кажущейся многоплановости все эти главы стянуты тугим морским узлом общности нашей поэтической изящной словесности. Противостояние по обе стороны общей «реки – России» поражало своей причудливостью, выпадающей далеко за рамки хрестоматийных представлений. Да вот хотя бы пример из подглавки «Предварительные размышления» – два «Хорошо», прозвучавшие на рубеже 20-х и 30-х годов; советского классика В. Маяковского и, на мой взгляд, первого поэта русского зарубежья Г. Иванова:

Я
земной шар
чуть не весь
обошёл, –
и жизнь
хороша,
и жить
хорошо.
А в нашей буче... (и т.д.).

И прозвучавшее почти в то же самое время нечто иное:

Хорошо, что нет Царя.
Хорошо, что нет России.
Хорошо, что Бога нет.
Только жёлтая заря,
Только звёзды ледяные,
Только миллионы лет.
Хорошо – что никого,
Хорошо – что ничего,
Так черно и так мертво,
Что мертвее быть не может
И чернее не бывать.
Что никто нам не поможет
И не надо помогать. 

Отметив полярность этих двух стихотворений, А. Чагин предлагает очень существенный комментарий, понуждающий уяснить сложность рассматриваемой им проблемы: «Противостояние двух «Хорошо» – при всей условности – напоминает и о том, насколько односторонни, недостаточны наши вчерашние представления о путях развития послеоктябрьской поэзии, насколько они могут быть уточнены, стать объёмнее, если мы попытаемся взглянуть на историю русской поэзии (как и всей нашей литературы) шире, чем прежде, включая в круг наших суждений оба её потока, сопоставляя, соединяя в наших размышлениях опыт поэтического развития России и зарубежья». 

Работа А. Чагина очень полемична: эта полемика затрагивает не только авторитеты эмигрантских диктаторов моды, но и западных аналитиков, порой упрощённо, а то и ошибочно трактующих проблемы культуры русского зарубежья (о советских исследователях не говорится, так как они в те годы блистательно отсутствовали). И всё же главнее в работе – конкретика, глубокий анализ текстов. 

Далее следует не менее интересный разбор поэзии Г. Иванова в сопоставлении, сопряжении и отталкивании от стихов Ходасевича. Тем более очевидно противостояние поэтов русского зарубежья с радикальными поэтическими течениями (тот же полемический диалог, напоминает автор, шёл в 1920-е годы и в самой России). Не касаясь других имён (за неимением места), переведём стрелки на поэзию авангарда, представленного творчеством «молодых» и их первыми объединениями, возникшими в Париже в начале 20-х годов, – «Палата поэтов», «Гатарпак», «Через». Здесь на первом плане закономерно возникает фигура Бориса Поплавского, который успел отметиться ещё в России, в компании с В. Маяковским (альманах «Таран», вышедший в Харькове в 1920 году). 

Автор выверенно и точно определяет лейтмотив творчества Исаковского: «Эта неизменная – даже в годы жесточайших испытаний – склонность поэзии к любви и свету, ко всему самому доброму и дорогому в душе человеческой, будучи драгоценным свойством песенного творчества М. Исаковского, объясняется, конечно, не только своеобразием его поэтического дара (хотя и об этом необходимо помнить), но и чистотой того источника, к которому он в данном случае припадал. Одна из коренных черт таланта – да; но и сам жанр песни, обращённой к вековым традициям народного творчества, диктовал здесь свои законы. Ведь мы не вспомним ни одной народной песни, замешанной на ненависти или злобе; все они рождены любовью». 

Продолжением этой темы можно считать подглавку «Герой и время (О лирическом герое поэзии 1960–1980-х годов»). Конечно, иное время – иные песни: не только поэзия, но и проза пронизана стремлением проникнуть во внутренний мир героя и через него понять и воссоздать окружающий мир. А. Чагин с большим художественным тактом говорит о музе В. Соколова в сравнении с поэзией Б. Пастернака. Отмечает он один из наиболее «неслышных» процессов, который получил развитие именно в 60–70-е годы: «расширение, условно говоря, области сокровенного в поэзии». В этом отношении ему принципиально ближе «тихая лирика» таких несхожих поэтов, как Н. Рубцов, В. Соколов, А. Жигулин, Н. Тряпкин, А. Передреев, нежели «королей поэзии» той поры – А. Вознесенского и Евг. Евтушенко. 

Монументальный труд А.Чагина не просто аналитический разбор русской литературы (преимущественно поэзии) XX века. Это философское и эстетическое исследование, затрагивающее и нас самих, и время – время наше и наших отцов. В нём рассматривается судьба не просто отечественной изящной словесности, но и самой России. 

Олег МИХАЙЛОВ

Обсудить в группе Telegram

Олег Михайлов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS