Будучи правоверным атеистом, с удовольствием прочитал статью Андрея Столярова «Выбираю жизнь» («ЛГ», № 6). Потом перечитал и поразился: да он же «подставил» меня и других атеистов под порку, нас оппоненты высекут и будут правы!
Первое: люди не боятся смерти, пишет Столяров. Но если многие приходят к вере ради бессмертия, значит – боятся. Да и как не бояться, если это природой заложено – выжить, спастись. Статистики по боящимся нет, это трудно исследовать. Вот я боюсь с восьми лет, успокоил себя надеждой на учёных, мол, они всех вылечат. Но эта надежда растаяла, и я боюсь так, как и написано у Льва Толстого: загнали в западню, не спросив согласия, мучайся теперь неизбежным концом.
Следующая подстава: человек будто бы освобождается от тирании общества и религии. Тут уж дело до скандала дойдёт: раз ты безбожник, значит – никакой морали у тебя нет, ты считаешь, что тебе всё дозволено. Так ещё Достоевский учил. Но я-то наоборот, помня о конечности жизни, спешил сделать в своей жизни всё как лучше: трудился и размножался.
А тирании религии нет ни у нас, ни на Западе. Общее свойство всех религий – содействовать единению людей через укрепление морали и нравственности. Во всех религиях устанавливаемые ими правила жизни в основном совпадают. Так, ключевая заповедь Христа «не делай другому того, чего не пожелаешь себе» заимствована от жившего за пять веков до него Конфуция.
Христианские заповеди – это часть тех русских традиций, которые мы впитываем подчас бессознательно. Поэтому в принципе я за школьное обучение православной морали, но думаю, что, к сожалению, в школе будут больше говорить о чудесах. Прочитав ещё в детстве дедову Библию, я застрял именно на чудесах. Не поверил и остался без веры в Бога.
Разум, о котором с восторгом говорит А. Столяров, здесь бессилен. Для себя я принял презумпцию невиновности: церковники не доказали мне существование Бога, но и я не берусь доказывать обратное. Пусть желающие веруют. «Религия – опиум для народа, единственная надежда в исстрадавшемся мире» – вторая часть этой фразы Маркса обычно умалчивается.
Я тоже верующий. Верующий в Природу. Такую веру я выбрал для себя. И не берусь доказывать свою правоту логически. Тем более что верующим в Бога легче жить, им можно даже позавидовать. Так и ты поверь, говорят, обретёшь бессмертие. Отвечаю: торг здесь неуместен.
Жестоко поступила с нами Природа: эволюция создала популяции, которые развиваются за счёт смерти особей, и одна из популяций даже приобрела разум. Жаловаться не на что и некому.
Искать смысл жизни человека бессмысленно. Его не существует. Смысл есть только в общем благе человечества. Именно оно, человечество, как популяция бессмертно, а я – особь – должен поддержать её продолжением рода и трудом. А несогласные отомрут естественным путём.
, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ