Продюсерская компания «Кино и Театр» завершила работу над телесериалом «Московский Декамерон»
В 1335 году великий итальянский писатель Джованни Боккаччо создал, как сказали бы сейчас, цикл из 100 новелл философско-эротического содержания о путешествии группы юношей и девушек. Итальянское слово Decamerone происходит от греческого «дека» – десять, «мера» – день. С той поры Декамерон – это символ утопической идиллии эпохи Ренессанса. Но идиллий и чего-то светлого, радостного (а что это, как не надежда на продление молодости и целительную крепость любви?) не хватало людям во все времена. И наши – не исключение. И можно сказать символично, что сейчас, когда всё ближе Новый год, уже готов выйти к зрителям «Московский Декамерон». Новогоднюю историю, а это 8 серий по 44 минуты, представляет продюсер картины Екатерина ИВАНОВА.
Фильм родился, говорит она, на основе рассказов замечательного писателя и сценариста Валентина Черных. Это были не связанные между собой новеллы, и сам по себе напрашивался вариант их экранизации в виде четырёх отдельных историй, как не единожды бывало в кино. Рассказы называются «Маленький принц на роли уродов», «Четыре жены», «Месть субмарины», «Идеальная женщина». Но сценарист Елена Райская объединила все эти увлекательные яркие истории в одно повествование. Ведь и в жизни все мы зачастую связаны гораздо сильнее, чем нам кажется. А литература и подавно даёт все возможности соединять между собой даже, казалось бы, несоединяемое. А тут было что соединять.
Сериал, хоть и сказочный в чём-то, по своему жанру представляет собой мелодраму с элементами комедии и триллер, а его развязка станет для зрителя совершенно неожиданной. История насыщена не только реальными жизненными отношениями, в которых и все мы участвуем, но и вполне реальными событиями, происходившими на наших глазах. Например, в картине «выпадает» ледяной дождь, как будто снятый во время реального ледяного дождя, обрушившегося на Подмосковье почти год назад и парализовавшего на несколько дней аэропорт Домодедово. Съёмки картины – все сцены новогодней ночи – происходили в пансионате «Лесное» в Калужской области, в красивейших, заснеженных местах. И случалось, что актёры, занятые на съёмках (а они длились целый месяц), возвращаясь после коротких вылазок в Москву и пробиваясь в пансионат по извилистой дороге, улетали иногда на своих машинах в кювет. Но это лишь придавало остроты для съёмок и без того загадочной и насыщенной различными коллизиями истории.
По ходу рассказа Екатерины Ивановой я предположил, что картина чем-то напоминает «Иронию судьбы». Продюсер согласилась, отметив, что, как и у Эльдара Рязанова, это прежде всего добрая, светлая история о хороших и добрых людях, которые имеют свои недостатки, слабости, даже изъяны, как, впрочем, имеем их и все мы. Нашу картину, сказала Екатерина Иванова, сопровождает прекрасная музыка Игоря Кантюкова, многие мелодии наверняка полюбятся зрителям, но песен, которыми была наполнена «Ирония судьбы», в «Московском Декамероне» нет. Зато есть впечатляющие пейзажные съёмки (а это вам не виды московских и питерских улиц-близнецов), которые вели оператор-постановщик картины Александр Шубин с Полиной Разиной. Снимать нередко приходилось в лютый мороз, Полина облачалась в одежду, чем-то напоминавшую одеяние космических первопроходцев.
Какова же фабула телесериала?
31 декабря в подмосковный отель съезжаются гости. Неожиданно гаснет свет. Кто-то из гостей, собравшихся в холле, чтобы скоротать время, предлагает рассказывать истории из жизни.
Первым начинает Вадим, грустный, ироничный актёр (его роль исполняет Юрий Тарасов – снимался, в частности, в «Побеге», «Каменской-6», «Часах любви», «Менте в законе-4»). В юности Вадим сыграл главную роль в фильме «Маленький принц», и на него буквально обрушилась слава, но, увы, это стало его единственным успехом и это надо было пережить.
Вторую историю расскажет его друг-костюмер (актёр Валерий Иваков, знакомый зрителям по фильмам «Московская сага», «Побег», «Брестская крепость», «Черчилль»), чей рассказ будут подправлять и дополнять четыре очаровательные дамы, которых он никак не ожидал тут встретить. Им есть что добавить, ведь каждая из четырёх считает его своим верным мужем.
Следующую историю расскажет уже не очень молодой обаятельный холостяк (Эдуард Чекмазов – его видели в «Блюз-кафе», «Исаеве», «Дворянском гнезде» и других лентах). Это печальный рассказ о том, как мстит ему молодая женщина за обиду, когда-то нанесённую им её матери.
Истории, как ни крути, грустные. И тогда начинает свой рассказ женщина (роль Елены играет Наталья Коренная, знакомая, например, по картинам «Трое с площади Карронад», «Братаны», «Буду верной женой»). Не очень-то удачно складывались её молодые годы, но, полюбив, она решает кардинально изменить судьбу, стать идеальной женщиной и прожить идеальную жизнь. Она уверена, что ей это удалось. Можете себе представить что-то подобное?
Между тем время исповедей проходит и с неизбежностью наступает Новый год, принося новые надежды на счастье и любовь. Ведь это единственная ночь, когда в это можно всем сердцем поверить.
Помимо названных артистов – а главных героев четырнадцать – в картине снялись Наталья Громушкина («Женские истории», «Фотограф», «Была любовь», «Выйти замуж за генерала»), Александра Афанасьева-Шевчук («Телохранительница», «Монтекристо», «Любить и ненавидеть»), Ольга Хохлова (в предыдущем выпуске мы представляли её как исполнительницу роли матери Константина Боброва в сериале «Хмурое небо», участвовала также в картинах «Папины дочки», «Полосатое счастье», «Серафима прекрасная»» и других), Алиса Признякова («В круге первом», «Свой-чужой», «Фотограф», «Про любоff»). Занят в сериале в эпизодической роли и любимый зрителями Александр Адабашьян.
Как отмечала в нашей беседе Екатерина Иванова, большую работу по подбору слаженного актёрского коллектива провела опытный кастинг-директор Галина Бурименко. Она хорошо понимала, что такой режиссёр-постановщик, как Станислав Митин, а именно ему было поручено поставить сериал, не потерпит, чтобы актёры, даже весьма востребованные, просто отбывали номер. Митин по сути своей режиссёр театральный, которого отличают скрупулёзность и дотошность в работе, умение помочь актёру донести нюансы того или иного играемого им характера. Кроме того, Екатерина Иванова подтвердила нарастающую у нас в кино тенденцию, когда ответственность актёров за качество своей профессиональной работы начинает перевешивать их стремление во что бы то ни стало побольше заработать. Это проявилось и на съёмках «Московского Декамерона».
Прозвучала в нашей беседе об этом фильме и щемяще-печальная нотка. Екатерина Иванова, как и многие другие московские кинематографисты, с которыми мне довелось разговаривать в последние месяцы, сожалеет о завершении Специальной городской программы правительства Москвы по созданию отечественных телефильмов, в рамках которой в числе последних снят и «Московский Декамерон». За более чем десять лет действия программы снято множество превосходных фильмов. К их числу Екатерина причислила, например, «Московскую сагу», «Звезду эпохи», «Благословите женщину», «Две судьбы» (I часть) – эти фильмы полюбились зрителям, их дисковые версии смотрят по сей день. Не вина кинематографистов, что подавляющее большинство отснятых сериалов не дошло до телезрителя на первой и второй кнопках. Так не стоило ли, вместо того чтобы закрывать всю программу, начатую при прежнем градоначальнике, взяться да навести должный порядок с прокатом фильмов? Были и другие проблемы в ходе реализации программы, которые также можно было бы решить, не выплёскивая с водой вполне здорового ребёнка. Теперь, очевидно, обо всём этом можно только мечтать, как мечтают в новогоднюю ночь герои «Московского Декамерона», о чём-то хорошем и светлом.
ИЗ ДОСЬЕ
Екатерина Леонидовна Иванова родилась в Москве. Окончила Государственный институт театрального искусства им. Луначарского и аспирантуру при нём. Кандидат искусствоведения, заслуженный работник культуры РФ. Автор ряда научных публикаций по современному французскому театру и учебно-методических пособий для студентов театральных вузов. Работала в Московской ассоциации международного сотрудничества деятелей культуры, Российской академии театрального искусства – ГИТИС, кинокомпании «Шар». В настоящее время – генеральный директор продюсерской компании «Кино и Театр». В рамках Специальной городской программы правительства Москвы по созданию отечественных телефильмов была продюсером сериала «Плен страсти» (реж. С. Митин), редактором фильмов «Одиночество любви» (реж. В. Мережко), «Обрыв» (реж. В. Федосов), «Прощайте, доктор Чехов» (реж. Е. Соколов), «Марево» (реж. К. Худяков), «Большая игра» (реж. В. Дербенёв).