Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 18 декабря 2013 г.
  4. № 50 (6443) (18.12.2013)

Единство не есть одинаковость

18 декабря 2013

Желание сформировать единство взглядов как некую народную национальную силу, которую не сможет победить никакой внутринародный раздрай, вызывает в нашем обществе, как правило, бурю негодования и недовольства. Мы то взываем к необходимости общей для всех национальной идеи, то вспоминаем Козьму Пруткова, который издевательски предлагал «ввести единомыслие в России», чтобы показать тотальную глупость одинаковых человечков.

Между тем наличие единых нравственных, культурных основ есть «самое главное в жизни», как об этом говорят два самых авторитетных человека в нашей стране – президент и патриарх. Мы обсуждаем, нужен ли единый учебник по истории или литературе, но сначала надо ответить на вопрос: а истина едина или каждый может толковать правильность так, как ему вздумается? Конечно, современная толерантная этика диктует: каждый человек волен иметь свою точку зрения и мыслить, говорить, поступать так, как ему хочется. Поэтому да здравствует свобода самовыражения – и мы уже видим, к каким общественным и личным последствиям приводит пропаганда такой толерантности. Она формирует идеологию поглупее и пострашнее фашизма.

Мы любим цитировать профессора Преображенского из «Собачьего сердца», но неплохо бы вспомнить и профессора Горностаева из «Любови Яровой»: «Дорогой друг! – обращается он к солдатику, водящему его под конвоем. – Сколько люди придумали правд? Тысячи. И когда из тысячи маленьких правд хотят сложить одну большую, это всё равно, что... из тысячи крыс сложить одного слона!» Иначе говоря, бессмысленно формировать личность ученика, напитывая его сознание тысячами разнонаправленных идей, ибо он ищет, особенно в юности, единой правды. Когда современного школьника спрашиваешь о каких-то более или менее сложных вопросах духовной жизни (ответы на них как раз и должны формироваться на уроках литературы), то он оказывается в тупике. У него нет твёрдых, осознанных взглядов, его ум, как соломинка или травинка, готов повернуться в ту сторону, куда дунет ветер.

А истина одна? Сказано: «Аз есмь Истина и Путь». И этих слов довольно. Но как протестует пресловутое большинство! Потому что это призыв к ответственности за свои поступки, к организованности, исполнению долга, а не соглашательству с очередной, «другой» точкой зрения.

Современному литератору–интеллигенту–педагогу страшно услышать слова министра просвещения А.С. Шишкова: «Вера делает народ единодушным, язык – единомысленным».

– Но простите, – говорит большинство педагогов, а вместе с ним и Министерство образования, – у нас Церковь отделена от государства. Давайте о вере не будем – это религиозная пропаганда…

Значит, не будем о главном. Значит, перестанем верить. Ну, давайте хотя бы поговорим не о христианской вере, которая, конечно, сформировала нашу культуру и литературу, а просто о вере, которая сделала нас «единодушными» в дни великих испытаний войнами и смутой, отчаянного стремления к победе – одной на всех, в дни борьбы за достойную жизнь.

– Нет! – ответят вам. – Давайте организуем диспут, всех поставим «К барьеру!», чтобы очередной остроумник (телеведущий или учитель у доски) сталкивал всех нас в развлекательном шоу при обсуждении главных вопросов бытия.

Но обратим взор на процветающие ныне народы – «единомысленны» ли они?

Безусловно. Попробуйте в Америке сказать что-то против Америки! Никто вас не послушает. Устроят, конечно, дебаты, отражающие местный менталитет и риторическую культуру, чтобы максимально выразилась каждая личность. Только всё это в рамках единомысленной американской идеологии, основа которой – защита американских интересов.

О Китае и говорить нечего. Можно сколько угодно издеваться над запретами в китайском интернете и жизни в целом, но следует вспомнить нашим защитникам свободы и толерантности о словах Ю.М. Лотмана (они почему-то совпали со словами патриарха Кирилла) о том, что «культура начинается с запрета».

Единый учебник по литературе нужен. Нам требуется твёрдое единство идей (не равнозначное одинаковости) при максимальном разнообразии методических подходов. Но общество пока не готово это принять. Нам зачастую ближе юмористическое объяснение Козьмы Пруткова. Искать единую истину гораздо сложнее…

«Я за правду, за русский язык на нож полезу», – говорил В.И. Даль. А мы отвечаем ему: «А разве другой человек не имеет права на собственную точку зрения? Вы что, требуете единомыслия с вами? Вы не толерантны, Владимир Иванович. Давайте выслушаем альтернативную точку…»


Тэги:
Обсудить в группе Telegram

Владимир Аннушкин

Аннушкин Владимир Иванович окончил филологическ... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS