Между тем наличие единых нравственных, культурных основ есть «самое главное в жизни», как об этом говорят два самых авторитетных человека в нашей стране – президент и патриарх. Мы обсуждаем, нужен ли единый учебник по истории или литературе, но сначала надо ответить на вопрос: а истина едина или каждый может толковать правильность так, как ему вздумается? Конечно, современная толерантная этика диктует: каждый человек волен иметь свою точку зрения и мыслить, говорить, поступать так, как ему хочется. Поэтому да здравствует свобода самовыражения – и мы уже видим, к каким общественным и личным последствиям приводит пропаганда такой толерантности. Она формирует идеологию поглупее и пострашнее фашизма.
Мы любим цитировать профессора Преображенского из «Собачьего сердца», но неплохо бы вспомнить и профессора Горностаева из «Любови Яровой»: «Дорогой друг! – обращается он к солдатику, водящему его под конвоем. – Сколько люди придумали правд? Тысячи. И когда из тысячи маленьких правд хотят сложить одну большую, это всё равно, что... из тысячи крыс сложить одного слона!» Иначе говоря, бессмысленно формировать личность ученика, напитывая его сознание тысячами разнонаправленных идей, ибо он ищет, особенно в юности, единой правды. Когда современного школьника спрашиваешь о каких-то более или менее сложных вопросах духовной жизни (ответы на них как раз и должны формироваться на уроках литературы), то он оказывается в тупике. У него нет твёрдых, осознанных взглядов, его ум, как соломинка или травинка, готов повернуться в ту сторону, куда дунет ветер.
А истина одна? Сказано: «Аз есмь Истина и Путь». И этих слов довольно. Но как протестует пресловутое большинство! Потому что это призыв к ответственности за свои поступки, к организованности, исполнению долга, а не соглашательству с очередной, «другой» точкой зрения.
Современному литератору–интеллигенту–педагогу страшно услышать слова министра просвещения А.С. Шишкова: «Вера делает народ единодушным, язык – единомысленным».
– Но простите, – говорит большинство педагогов, а вместе с ним и Министерство образования, – у нас Церковь отделена от государства. Давайте о вере не будем – это религиозная пропаганда…
Значит, не будем о главном. Значит, перестанем верить. Ну, давайте хотя бы поговорим не о христианской вере, которая, конечно, сформировала нашу культуру и литературу, а просто о вере, которая сделала нас «единодушными» в дни великих испытаний войнами и смутой, отчаянного стремления к победе – одной на всех, в дни борьбы за достойную жизнь.
– Нет! – ответят вам. – Давайте организуем диспут, всех поставим «К барьеру!», чтобы очередной остроумник (телеведущий или учитель у доски) сталкивал всех нас в развлекательном шоу при обсуждении главных вопросов бытия.
Но обратим взор на процветающие ныне народы – «единомысленны» ли они?
Безусловно. Попробуйте в Америке сказать что-то против Америки! Никто вас не послушает. Устроят, конечно, дебаты, отражающие местный менталитет и риторическую культуру, чтобы максимально выразилась каждая личность. Только всё это в рамках единомысленной американской идеологии, основа которой – защита американских интересов.
О Китае и говорить нечего. Можно сколько угодно издеваться над запретами в китайском интернете и жизни в целом, но следует вспомнить нашим защитникам свободы и толерантности о словах Ю.М. Лотмана (они почему-то совпали со словами патриарха Кирилла) о том, что «культура начинается с запрета».
Единый учебник по литературе нужен. Нам требуется твёрдое единство идей (не равнозначное одинаковости) при максимальном разнообразии методических подходов. Но общество пока не готово это принять. Нам зачастую ближе юмористическое объяснение Козьмы Пруткова. Искать единую истину гораздо сложнее…
«Я за правду, за русский язык на нож полезу», – говорил В.И. Даль. А мы отвечаем ему: «А разве другой человек не имеет права на собственную точку зрения? Вы что, требуете единомыслия с вами? Вы не толерантны, Владимир Иванович. Давайте выслушаем альтернативную точку…»