Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Единство непохожих

01 января 2007

ВЕРНИСАЖ

Ольга Егупец. «Мак»«Цветочный базар» в Центральном Доме художника предлагает вовсе не рассаду для дачных участков, хотя посадочный сезон в самом разгаре. Какое выражение лица, какой характер может быть, скажем, у пиона или тюльпана? Вот об этом по весне задумалась галерея «Вахтановъ» под руководством Ирины Мызиной, адресовав идею выставки российским художникам-кукольникам. 

К счастью, галерея сознательно взяла на себя просветительские функции. Существующая на Западе в данном виде искусства чёткая граница элитарности – «для узкого круга ценителей» – в России просто отсутствует. Элитарное – для всех! Галерея «Вахтановъ» предлагает художникам один креатив за другим и с неуклонным постоянством разворачивает на своих выставках богатство их фантазии. Если, проходя мимо многочисленных кукол, отслеживать собственные реакции, невольно поймаешь себя на мимикрии. Но контролировать свой внутренний эмоциональный, вполне искренний отклик на этот миниатюрный разноликий мир невозможно! Так и хочется к рукотворным куклам приставить определение «волшебные» – таково их воздействие на наше психологическое состояние. Перед нами далеко не простые игрушки, а произведения искусства, созданные руками профессиональных кукольников зачастую в единственном экземпляре. Техника их изготовления различна: традиционно фарфоровые и современные пластиковые, привычно текстильные, из папье-маше или авангардно-уникальные.
Индивидуальность каждой куклы ярко проступает в характере, настроении, кажется, что даже какие-то мысли блуждают на этих фарфоровых или тряпичных лицах! Это занимательный, образный мир, странно живое пространство, наполненное неповторяющимися историями: тебе доверяют свои секреты, главное – услышать. Наверное, так бывает только в детстве, но вдруг независимо от возраста в тебе просыпается давно забытая чуткость. И улавливаешь вслед за художником задуманную интригу «Лилии» Натальи Горбуновой, меланхолию дымчатой «Орхидеи» Ирины Дейнеко, растерянность незадачливой «Наперстянки» Ирины Лустиной, мечтательность обворожительного «Лотоса» Эллы Ким, самовлюблённость куртуазного маньериста «Пиона» за чашечкой утреннего кофе и самозабвенную созерцательность «Мака» с курительной трубкой Ольги Егупец... 

Где-то над всем этим упоением детской радостью понимаешь, что куклы сделаны всё-таки взрослыми людьми и далеко не всегда для того лишь, чтобы умилить зрителя. Российским художникам в целом присуща философичная эстетика – непременно в предметы данного вида искусства, прикладного и камерного, вкладывается глубокий смысл. И скорее, наоборот: сначала возникает смысловая доминанта, а потом мастер облачает её в образ. То ли ментальность наша тому способствует, то ли просто неинтересно работать месяц-другой над какой-нибудь бестолковой и смазливой мордашкой, но невооружённым глазом виден не столько технологический, сколько идейный подход человека к своему делу. Именно такая принципиальная серьёзность требует от художника постоянно расширять возможности воздействия на людей, пусть даже посредством маленьких кукол. 

Арина АБРОСИМОВА

Выставка продлится до 22 июня.

Обсудить в группе Telegram

Арина Абросимова

Журналист, искусствовед, сценарист, редакт... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS