«Цветочный базар» в Центральном Доме художника предлагает вовсе не рассаду для дачных участков, хотя посадочный сезон в самом разгаре. Какое выражение лица, какой характер может быть, скажем, у пиона или тюльпана? Вот об этом по весне задумалась галерея «Вахтановъ» под руководством Ирины Мызиной, адресовав идею выставки российским художникам-кукольникам.
К счастью, галерея сознательно взяла на себя просветительские функции. Существующая на Западе в данном виде искусства чёткая граница элитарности – «для узкого круга ценителей» – в России просто отсутствует. Элитарное – для всех! Галерея «Вахтановъ» предлагает художникам один креатив за другим и с неуклонным постоянством разворачивает на своих выставках богатство их фантазии. Если, проходя мимо многочисленных кукол, отслеживать собственные реакции, невольно поймаешь себя на мимикрии. Но контролировать свой внутренний эмоциональный, вполне искренний отклик на этот миниатюрный разноликий мир невозможно! Так и хочется к рукотворным куклам приставить определение «волшебные» – таково их воздействие на наше психологическое состояние. Перед нами далеко не простые игрушки, а произведения искусства, созданные руками профессиональных кукольников зачастую в единственном экземпляре. Техника их изготовления различна: традиционно фарфоровые и современные пластиковые, привычно текстильные, из папье-маше или авангардно-уникальные.
Индивидуальность каждой куклы ярко проступает в характере, настроении, кажется, что даже какие-то мысли блуждают на этих фарфоровых или тряпичных лицах! Это занимательный, образный мир, странно живое пространство, наполненное неповторяющимися историями: тебе доверяют свои секреты, главное – услышать. Наверное, так бывает только в детстве, но вдруг независимо от возраста в тебе просыпается давно забытая чуткость. И улавливаешь вслед за художником задуманную интригу «Лилии» Натальи Горбуновой, меланхолию дымчатой «Орхидеи» Ирины Дейнеко, растерянность незадачливой «Наперстянки» Ирины Лустиной, мечтательность обворожительного «Лотоса» Эллы Ким, самовлюблённость куртуазного маньериста «Пиона» за чашечкой утреннего кофе и самозабвенную созерцательность «Мака» с курительной трубкой Ольги Егупец...
Где-то над всем этим упоением детской радостью понимаешь, что куклы сделаны всё-таки взрослыми людьми и далеко не всегда для того лишь, чтобы умилить зрителя. Российским художникам в целом присуща философичная эстетика – непременно в предметы данного вида искусства, прикладного и камерного, вкладывается глубокий смысл. И скорее, наоборот: сначала возникает смысловая доминанта, а потом мастер облачает её в образ. То ли ментальность наша тому способствует, то ли просто неинтересно работать месяц-другой над какой-нибудь бестолковой и смазливой мордашкой, но невооружённым глазом виден не столько технологический, сколько идейный подход человека к своему делу. Именно такая принципиальная серьёзность требует от художника постоянно расширять возможности воздействия на людей, пусть даже посредством маленьких кукол.
Выставка продлится до 22 июня.