Галерея «Дом Нащокина» верна себе – снова в её стенах размещена экспозиция своеобычная, если не сказать больше. Кто-то видит в работах скульптора и ювелира сибиряка Даши, Намдакова мощное дыхание Востока, кто-то – влияние Пикассо или эстетику «Звёздных войн», но как бы ни пытались искать пытливые зрители «точку опоры», перед нами прежде всего удачный синтез европейских и ориенталистских традиций, помноженный на неповторимый художнический взгляд.
Истоком творчества Намдакову служит ось древних культур с её многомерными символами, значение которых сейчас в основном либо забыто, либо утрачено. Но образы живут в легендах и мифах, они говорят с нашим подсознанием сквозь пласты времени, удивляют странностью, пугают неизвестностью и манят в свой загадочный космос. Они не то что вызывают у зрителя определённую эмоцию, но диктуют её, навязывают, заставляют себя воспринимать. Сила их воздействия ощутима настолько, что не вмещается в рамки понятия «декоративно-прикладное искусство».
Это, безусловно, явление. Поражает мастерство, вниманием цепко завладевают линии, изгибы, приложение руки художника, его намерение, цель, идея. Причудливое переплетение эпоса, мифологии, мистики рождает в фантазии мастера формотворческий сюрреализм, когда обтекаемость и плавучесть металла перекрываются остротой, игольчатостью, а экспрессия этих внезапных переходов несёт характер смысловой архаики. Примитивизм, возведённый на пьедестал высокого искусства, принят за основу и в дальнейшем отточен в пластике малых форм, ювелирных украшениях, скульптурах, графических листах. Почерк современного художника словно растворяется в наследии исчезнувших цивилизаций, бронзового века, древневосточного искусства, мотивах Босха, Гойи, Дали. При этом нельзя говорить о какой-либо вторичности – мы видим уверенное и достойное принятие эстафетной палочки.
Чуткость и уважение Намдакова к истории искусства выводят его на ступень художественного постижения как древней философии Инь и Ян, так и относительно новой философии сюрреализма. Многочисленные черепа животных в скульптуре и ювелирных предметах культивируют образ смерти. Перетекание металла – то как зеркала, отражающего внешний мир, то поглощающего свет глубиной фактуры – в неправильную восьмёрку будит ассоциацию с текущими часами Дали, напоминающими нам о бесконечном исчезновении времени. В экспозиционном боксе соседствуют фигурки «Хан» и «Буддист», но при единой стилистике и идентичности материала каждая из них отражает полную смысловую противоположность другой, и словно на контрасте они поставлены рядом: фаталистическая отрешённость монаха и мрачная сосредоточенность властителя, вершащего судьбы людей. Скульптура «Лучник» – вся запечатлённое действие: на скаку, слившись воедино с обузданным, но обезумевшим в битве конём, наездник миг назад выпустил стрелу из выгнутого долгого лука и теперь вглядывается, поражена ли цель. Напряжённый ожиданием воин, продолжающий своё «я» в пущенной смертоносной стреле, контрастирует с животной энергией коня, выгнувшегося в кольцо непокорности – это ярость жизни, не желающей нести смерть. В свою очередь, уравновешивают (во всяком случае, в рамках экспозиции) тему разрушения несколько вариантов пластического и графического освоения могущественного мифического существа, сына льва и волшебного орла гаруды – царя птиц, подавляющего любую вражду. Этот тибетский талисман, направленный на поддержание гармонии и обеспечивающий победу над раздором, изображается с головой и крыльями гаруды и телом льва. Он агрессивен и страшен, но здесь оказывается женского рода, мало того – кормящей матерью! Возможно, потому, что женская энергия созидательна, щедра, плодородна. Вспомним древнегреческую богиню плодородия, многогрудую Артемиду! Соединение образов и смыслов, взятых из разных культур, привело к неожиданной интерпретации многовекового символа. Насколько позволительно столь смелое отступление от аутентичности образа и простительна подобная игра с древними божествами? Даши, Намдаков неоднозначен, как и положено художнику, но в метафизическом противоречии он ищет спасительный баланс, так необходимый современному человеку.
Выставка продлится до 19 апреля