Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Единство противоположностей

01 января 2007

ВЕРНИСАЖ

Галерея «Дом Нащокина» верна себе – снова в её стенах размещена экспозиция своеобычная, если не сказать больше. Кто-то видит в работах скульптора и ювелира сибиряка Даши, Намдакова мощное дыхание Востока, кто-то – влияние Пикассо или эстетику «Звёздных войн», но как бы ни пытались искать пытливые зрители «точку опоры», перед нами прежде всего удачный синтез европейских и ориенталистских традиций, помноженный на неповторимый художнический взгляд.

Истоком творчества Намдакову служит ось древних культур с её многомерными символами, значение которых сейчас в основном либо забыто, либо утрачено. Но образы живут в легендах и мифах, они говорят с нашим подсознанием сквозь пласты времени, удивляют странностью, пугают неизвестностью и манят в свой загадочный космос. Они не то что вызывают у зрителя определённую эмоцию, но диктуют её, навязывают, заставляют себя воспринимать. Сила их воздействия ощутима настолько, что не вмещается в рамки понятия «декоративно-прикладное искусство».

Это, безусловно, явление. Поражает мастерство, вниманием цепко завладевают линии, изгибы, приложение руки художника, его намерение, цель, идея. Причудливое переплетение эпоса, мифологии, мистики рождает в фантазии мастера формотворческий сюрреализм, когда обтекаемость и плавучесть металла перекрываются остротой, игольчатостью, а экспрессия этих внезапных переходов несёт характер смысловой архаики. Примитивизм, возведённый на пьедестал высокого искусства, принят за основу и в дальнейшем отточен в пластике малых форм, ювелирных украшениях, скульптурах, графических листах. Почерк современного художника словно растворяется в наследии исчезнувших цивилизаций, бронзового века, древневосточного искусства, мотивах Босха, Гойи, Дали. При этом нельзя говорить о какой-либо вторичности – мы видим уверенное и достойное принятие эстафетной палочки.

Чуткость и уважение Намдакова к истории искусства выводят его на ступень художественного постижения как древней философии Инь и Ян, так и относительно новой философии сюрреализма. Многочисленные черепа животных в скульптуре и ювелирных предметах культивируют образ смерти. Перетекание металла – то как зеркала, отражающего внешний мир, то поглощающего свет глубиной фактуры – в неправильную восьмёрку будит ассоциацию с текущими часами Дали, напоминающими нам о бесконечном исчезновении времени. В экспозиционном боксе соседствуют фигурки «Хан» и «Буддист», но при единой стилистике и идентичности материала каждая из них отражает полную смысловую противоположность другой, и словно на контрасте они поставлены рядом: фаталистическая отрешённость монаха и мрачная сосредоточенность властителя, вершащего судьбы людей. Скульптура «Лучник» – вся запечатлённое действие: на скаку, слившись воедино с обузданным, но обезумевшим в битве конём, наездник миг назад выпустил стрелу из выгнутого долгого лука и теперь вглядывается, поражена ли цель. Напряжённый ожиданием воин, продолжающий своё «я» в пущенной смертоносной стреле, контрастирует с животной энергией коня, выгнувшегося в кольцо непокорности – это ярость жизни, не желающей нести смерть. В свою очередь, уравновешивают (во всяком случае, в рамках экспозиции) тему разрушения несколько вариантов пластического и графического освоения могущественного мифического существа, сына льва и волшебного орла гаруды – царя птиц, подавляющего любую вражду. Этот тибетский талисман, направленный на поддержание гармонии и обеспечивающий победу над раздором, изображается с головой и крыльями гаруды и телом льва. Он агрессивен и страшен, но здесь оказывается женского рода, мало того – кормящей матерью! Возможно, потому, что женская энергия созидательна, щедра, плодородна. Вспомним древнегреческую богиню плодородия, многогрудую Артемиду! Соединение образов и смыслов, взятых из разных культур, привело к неожиданной интерпретации многовекового символа. Насколько позволительно столь смелое отступление от аутентичности образа и простительна подобная игра с древними божествами? Даши, Намдаков неоднозначен, как и положено художнику, но в метафизическом противоречии он ищет спасительный баланс, так необходимый современному человеку.

Арина АБРОСИМОВА

Выставка продлится до 19 апреля

Обсудить в группе Telegram

Арина Абросимова

Журналист, искусствовед, сценарист, редакт... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS