На протяжении многих лет нам внушали, что Лаврентий Берия – это кровавый сатрап, аморальный тип и изувер, теперь толкование этой личности несколько изменилось, и его иногда даже называют эффективным менеджером. На прошедшей неделе на «Пятом канале» состоялась премьера 4-серийного российско-грузинского документального фильма «Подсудимый Берия» (сценарий Льва Лурье и Леонида Малярова, режиссёр Леван Адамия). Создатели фильма предприняли попытку разобраться в характере этой сложнейшей политической фигуры, а также понять, какую роль он сыграл в истории нашей страны.
Для этого в фильме используются документы следствия Прокуратуры СССР, а также рассказы свидетелей, в том числе деятелей российской науки и культуры. Оказывается, маршал Берия не только насиловал комсомолок, с пристрастием допрашивал на Лубянке «врагов народа» и высылал целые народы, он успел также сделать и кое-что такое, за что потомки должны быть ему благодарны. А в смысле жестокости он не слишком, как это стало ясно из фильма, отличался, например, от Маленкова или Хрущёва. Кроме массовых амнистий 1939–1940 и 1953 годов «в зачёт» ему может пойти вклад в Победу над фашистами. Берия принимал непосредственное участие в организации обороны Кавказа, в результате чего немцы не дошли до Баку. Если бы они прорвались к бакинской нефти, то последствия могли бы быть катастрофическими для СССР.
Впервые подробно рассказано о Берии как о руководителе советского атомного проекта. Он организовал работу не только советских учёных, но и немецких, вывезенных из Германии, а крайне важные сведения регулярно шли от советских разведчиков из США и Англии. Берии в отличие от Молотова (первого куратора атомного проекта) в кратчайшие сроки в условиях строжайшей секретности удалось выполнить поставленную Сталиным задачу ядерного паритета. Если бы советский атомный проект провалился, то, можно не сомневаться, планы ядерной бомбардировки СССР, которые разрабатывались Трумэном, были бы осуществлены. За создание атомной бомбы цена была заплачена огромная. В тяжелейших условиях на урановых рудниках трудились тысячи заключённых, многие из которых погибли. Однако благодаря этому проекту из лагерей было вытащено множество специалистов, которые спасли себе жизнь, работая «на бомбу» в «научно-исследовательских шарашках» (в том числе Тимофеев-Ресовский, Солженицын, Королёв и многие другие).
Нельзя забывать, что именно Берия сразу после смерти Сталина закрыл «дело врачей». Он отлично понимал, что второго грузина на коммунистическом троне народ не потерпит. И Лаврентий Павлович начал выдвигать Маленкова, решив, что ему нетрудно будет управлять этим, как он считал, безвольным аппаратчиком. Но просчитался. Хрущёв, которого Берия вообще никогда не брал в расчёт, считая крайне недалёким человеком, организовал против него заговор, склонив на свою сторону Маленкова и других. Прямо во время заседания Президиума ЦК КПСС в Кремле группа генералов во главе с Жуковым арестовали Берию.
Подручные Хрущёва и Маленкова следствие вели вполне в бериевском стиле. Обвинённый в шпионаже в пользу иностранных государств, он был расстрелян вместе с сотнями своих подчинённых (фактически без суда и следствия) по той же статье, что и тысячи «стёртых им в лагерную пыль» троцкистов.
Многочисленным прожектам по демократизации режима и модернизации экономики страны (вполне в горбачёвском духе), высказанным Берией после смерти Сталина, не суждено было сбыться – Хрущёв вернул СССР и КПСС к догмам большевизма с их борьбой за победу мировой революции и построение коммунизма к 1980 году.
В заключение стоит отметить, что авторы, рассказывая о жестокости, с которой была проведена операция «Чечевица» (депортация чеченцев и ингушей), забыли объяснить, чем она хотя бы формально мотивировалась, не говоря уже об информации про ту действительно большую поддержку, которая была оказана нацистам в некоторых национальных областях СССР.
Удивительно также, что авторами ставится вопрос о том, как молодой Берия, «человек высокого интеллекта», смог так деградировать и с годами превратиться в аморального типа и изувера. А ответ, мне кажется, в логике революции, в жестокости, с которой с самого её начала беспощадно уничтожались целые сословия, целые регионы подвергались этническим чисткам. Судьба Берии, как и судьба сотен тысяч, пошедших за большевиками, – яркое подтверждение формулы «революция сжирает собственных сынов».