Дневник-блог подсчёта зевков у экрана
ПЛАЧ О НОВОМ ТВ
Жанр плача, слегка забытый в современной прозе и публицистике, на мой взгляд, единственный, с помощью которого можно выразить состояние нашего современного телевидения. Нет, завывания и причитания тут не проходят. Но те, кто хоть как-то ещё заинтересован в развитии отечественной телеиндустрии, уже давно справили поминки по творческой мысли на экране. Болезнь заметно развивалась с самой «головы». Начало нового сезона показало симптомы почти неизлечимого (в случае тотального запустения) недуга: на экране отсутствует главное, что свойственно ТВ, его суть и нерв, а именно – НОВИЗНА. Нет-нет, новости в буквальном смысле всё ещё являются наиболее рейтинговыми программами (как считает ВЦИОМ), с ними эфиры обильно начинаются, ими и заканчиваются. Но даже и новости нынче – почти не новости, и на большинстве основных каналов они одинаковые, иногда слово в слово, картинка в картинку.
О какой НОВИЗНЕ ведём мы тут речь? О самой банальной, о НОВИЗНЕ мысли и образа, даже о НОВИЗНЕ лиц. Наиболее яркий пример здесь каналы Первый и «второй» (то есть «Россия»). Кстати, номера этих каналов можно менять местами без боязни ошибиться. Ладно бы просто продолжали маниакально соревноваться в одинаковых танцах и ледовых катаниях, ладно бы из года в год плодили «телезвёзд» на близнецах-«мини-фабриках», от которых потом стонут эстрадные площадки провинциальных городов, но ведь начали повторять это из сезона в сезон, зациклились в психологическом шоке и приступе эфирного аутизма!
Сезон открыт, а мы не видим на двух каналах, которые смотрят от 50 до 90 процентов населения страны, почти ничего, что могло бы говорить о реальном стремлении хотя бы что-то создавать. На экране заимствованные программы, купленные за кордоном фильмы, дешёвые (по производству и в основном по содержанию) отечественные сериалы, импортированные ток-шоу и прошлогодние повторы, повторы, повторы. Даже бессмертный КВН на Первом уже становится пропуском в мир «заикания и повторялок», а Петросян с «новыми русскими бабками» на «России» – зацикленной граммофонной пластинкой, угрюмо шипящей в трубу звуками давно пропетой песни. Отсутствуют и новые программы, и новые лица. Одни и те же «гости» и «ведущие» (куда ведущие?) тут и там.
Беду эту предсказывали, о ней предостерегали. Но она нас всё-таки постигла. Кабинеты сотрудников двух главных каналов страны поражены вирусом самонадеянности и успокоенности, всезнания и душевно-интеллектуальной лени, тщеславия и жажды заработка любыми способами, включая игнорирование законов ТВ. Такое ощущение, что создающих эфирную сетку топ-менеджеров волнуют уже даже не рейтинг и не само телевидение как таковое, а мелкие амбиции и желание просто дотянуть до… перемен, которые вполне возможны после выборного марафона ближайших восьми месяцев. После чего телевещанием наверняка займутся другие – так вполне разумно думают наши нынешние кабинетные телебоги. А значит, зачем напрягаться, для чего тужиться – эфир «эфирится», ну и пусть его!
Но зритель-то ещё помнит, чем всегда отличалось наше ТВ. Он в массе своей ещё не переродился в тупого потребителя штампованных видеоклипов второго и третьего сорта. И потому отечественное телевидение напоминает состояние дел в других сферах нашей жизни. Похоже, что его стоит возрождать так же, как авиационную промышленность или, скажем, прикладную науку. Сравнение не ахти, но вполне понятное. Если не взяться всерьёз, то можно просто потерять нашу «шуховскую ауру», что ли. Так же как на одной нефти государство долго не протянет, так же и на одном и том же зацикленном вторичном телевидении зрителя долго не «продержишь». Надо создавать НОВОЕ. Нужна новая «шуховская башня» как символ НАШЕГО ТВ.
Чего для этого не хватает? Идей? Вот уж не поверю! Этого добра у нас достаточно. Только (как и в промышленности) почему-то именно в них-то деньги и не вкладываются. На вопрос – почему? – ответ не требуется. Мы его и так понимаем. Но времена иногда меняются, как и люди в кабинетах ТВ. Долго ли ждать?
Телебоги хотят дотянуть до перемен
ТЭФИ: ПРОШЛО И ЗАБЫТО
Я уже призывал профессионалов ТВ и общественность не смотреть тусовку самоназванных «телеакадемиков», устроенную ими для самих же себя любимых с целью вручения самим же себе любимым званий «академиков» не существующей «академии» и премий ТЭФИ в виде увесистых статуэток, причём в многократном количестве вручаемых одним и тем же. А потому и не смотрел. Следовательно, никаких комментариев к ежегодно повторяющемуся наивному самохвальству на экране не будет. Вот так...
Нужна новая «шуховская башня» как символ НАШЕГО ТВ
ЯРМАРКА ЗЛОСЛОВИЯ
Разговор о хосписах в программе «Школа злословия» на прошедшей неделе был весьма важен и актуален. Тема серьёзная. Однако прошла она в поразительном единении в студии, при всеобщем умилении и взаимном участии. Хорошо ли это? В данном случае – по-другому для людей, сочувствующих проблемам других, и быть не могло. Но вот жанр и название телепрограммы как-то оказались… не в этом ключе. Давно замечено, что, приглашая только «удобных» или «своих» собеседников, ведущие программы могут попасть в странное положение – спорить или «злословить» будет не с кем и не над кем. Что уже и происходит. А значит, программа переживает саму себя, ведущие выдохлись, давно высказали свои идеи, всё становится скучно и неинтересно. Невзирая даже на актуальность вышеуказанной темы. Драматургия как один из законов телевидения исчезает. «Школа злословия» перерастает в «Ярмарку тщеславия». А жаль, идея программы изначально была не из худших...
АНЕКДОТ НА ПОСОШОК
На телеканал пришёл работать эфирный выпускающий. Каждый раз перед началом эфира он открывал ящик стола, что-то там подсматривал и закрывал его на ключ. Прошли годы, он стал главным выпускающим, а в конце концов – руководителем канала. После его ухода на почётную пенсию коллеги бросились к столу, чтобы узнать – что же он подсматривал перед каждым эфиром. Там лежала пожухлая от времени бумажка с надписью: «вкл. слева, выкл. справа».