Святейший патриарх Алексий II. Жизнь и деяния во славу Божию. – М.: Астрель: «Русь» – «Олимп», 2009. – 637 с.
Книга Валентина Никитина о Патриархе Алексии II интересна по нескольким причинам. Это не только первое посмертное жизнеописание Патриарха, (книг о патриархах советского периода крайне мало, а это издание было подписано в печать уже через месяц после кончины Святейшего), но и рассказ о жизни тех пастырей, которые окружали Предстоятеля и влияли на его становление. Среди них и отец Алексия II, священник Михаил Ридигер. Это повествование и о тех методах борьбы с Церковью, которые активно использовались советским и партийным руководством.
Знакомясь с биографией Святейшего, понимаешь: его служение было предопределено свыше. Это и неоднократное «везение». Жизненный путь будущего Патриарха мог сложиться по-другому: он мог погибнуть, ещё не родившись, когда его беременная мать не смогла сесть в автобус, который разбился в пути, его семью в 1939 году могли арестовать и отправить в Сибирь, он мог погибнуть, когда авиационная бомба угодила в их дом под Таллином, в 1950 году семинариста Алексея Ридигера могли забрать в армию, не дав ему доучиться в учебном заведении.
Это и тяга маленького Алёши к исполнению церковной службы. Ещё мальчиком он знал многие молитвы наизусть, у него в сарае были свои облачения и «храм» с алтарём, где Алёша с благоговейным старанием совершал литургию. Родителей такая «игра» смущала. Они даже советовались по этому поводу с валаамскими старцами. Видя серьёзность мальчика, те благословили не препятствовать его тяге к церковной службе.
Однажды Алексия II спросили, не жалеет ли он об избранном пути?
– Нет. Служение Богу – это величайшее счастье. Трудно найти достойные слова, чтобы рассказать о той радости и красоте, что открывается человеку, ступившему на путь духовной жизни во Христе. Так больно бывает за людей, которым остаются так и незнакомыми эти чувства, которые подменяют подлинное наслаждение суррогатным.
Автор попытался показать жизнь Алексия на конкретном реальном историческом фоне: строительства социализма, развала СССР, создания нового Российского государства, общество которого сейчас начинает приходить в себя, словно боксёр после пропущенного удара.
Образ Патриарха представлен читателям сложным и многоплановым, как и подобает настоящему предстоятелю. Он в качестве церковного служителя, полностью доверяющегося воле Божией, и в роли опытного дипломата, который старается отстоять независимость Церкви, не поступаясь истиной, а также заботливого и внимательного пастыря и миротворца, который своим авторитетом помогает разрешить, казалось бы, неразрешимые конфликты.
Естественно, что всё это даётся непросто.
Выступая на Архиерейском соборе 1994 года, Патриарх сказал: «За четыре с половиной года своего патриаршего служения я в полной мере осознал, насколько тяжёл Первосвятительский крест. Это крест ответственности за Церковь в наше непростое время, когда начальство – в чём бы то ни было – не привилегия, не честь, а тяжкий подвиг. И Господь, и история спросят с нас строго…».
Писатель признаётся, что хотел, чтобы «на портрете Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Алексия II не было бы хрестоматийного глянца». Насколько это получилось, судить читателям, хотя в книге есть неоднократные повторения одних и тех же фактов и мыслей, какие-то моменты описаны чуть ли не языком канонического жития. Главное – автор надеется, «что книга, призванная теперь, после внезапной кончины Патриарха, увековечить его память, даст импульс более глубоких исследований в этом направлении, вызвав не только заинтересованный, но и вполне оправданный читательский интерес».
И в этом состоит ещё одно достоинство этой работы.