Не сразу дошла до меня необычность того концерта в Центральном доме работников искусств. Ну, солистка с красивым голосом. Ну, симпатичный гитарист-аккомпаниатор… Его дело – упрощённо говоря, «подать» её зрителям-слушателям так, чтобы подчеркнуть её сильные стороны (если не говорить о чисто музыкальной стороне). Он очень умело «подаёт» её. Но вот она – его, и вот снова он выходит на первый план. И как он играет!
С тех пор прошло лет двадцать пять. Мы теперь хорошие знакомые и с гитаристом Юрием Нугмановым, и с солисткой, заслуженной артисткой России Любовью Исаевой.
С Национальным филармоническим оркестром В. Спивакова он исполнил «Антильский концерт» для гитары с оркестром Эрнесто Кордеро. Автор был в зале и подарил Нугманову национальный пуэрториканский инструмент – десятиструнную гитару. Недавно я спросил, умеет ли Юрий Александрович на ней играть. «Конечно, я её освоил. Играю ведь на мандолине, банджо, балалайке, – ответил Нугманов. – Я на всех струнах играю».
А начиналось всё с чего? На гитаре играли отец Юрия, старший брат. Но до поры до времени Нугманов её не замечал. А лет в десять вдруг «услышал» и стал учиться. А с двенадцати – вполне серьёзно. «Поздновато, конечно, для будущего профессионала, – говорит Нугманов, – но так уж случилось». Настоящую любовь к гитаре пробудил первый педагог Николай Иванович Кузьмин. Потом были, как и положено, музыкальная школа, училище, Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных.
Ещё будучи студентом, Юрий Нугманов начал выступать в профессиональных концертах. Вспоминаются мне первые послевоенные годы.Ещё «догитарное» время. У нас во дворе было около двадцати мальчишек и девочек восьми-десяти лет. И у всех были губные гармошки. В школу мы ходили мимо стройки. Пленные немцы строили жилой дом. И вот как-то услышали, как один из них, сидя у подъезда, играл на губной гармошке. Мы даже не подозревали, что можно так играть. И что же? Мы все как один забросили свои гармошки. Никто не рискнул учиться по-настоящему. А Нугманов, услышав гитариста-виртуоза, наоборот, решил, что будет играть лучше. И доигрался. Выступал в Англии, Шотландии, Франции, Испании. Где-то я прочитал, что испанские гитаристы завидуют его технике, его мастерству. Насчёт зависти, наверное, сильно сказано, но что считают «своим», да ещё одним из лучших – это точно. Постоянно зовут в страны Латинской Америки. Нугманов впервые в России исполнил многие мировые шедевры гитарной музыки. Скажем, впервые с Государственной симфонической капеллой В. Полянского был исполнен концерт «Цыганский романсеро» М. Кастельнуово-Тедеско на стихи Гарсиа Лорки. Было это в Международном доме музыки. И был потрясающий концерт для гитары с органом в Зале имени П. Чайковского.
Уже лет пятнадцать Нугманов каждый год летает на гастроли в США. Считается, что он первый русский гитарист, покоривший такой престижный концертный зал, как Карнеги-Холл в Нью-Йорке.
Юрий Нугманов даёт концерты не только в США, но и в Японии. Да и дома полно дел: мастер-классы в Рок-академии «Москворечье», концертные программы, сами названия которых очень привлекательны для слушателей – «Гитара от Баха до джаза», «Испания и Россия», «Музыка не для гитары». В последние годы Нугманов часто включает в концерты свои собственные сочинения. Идут, как говорится, на ура.
Юрий Казарин