Я эгоист?: Монологи о себе / Дина Радбель. – М.: Вагриус, 2008. – 272 с.
Эгоизм – это хорошо! В этом абсолютно убеждены все сорок собеседников журналистки Дины Радбель, независимо от возраста, профессии и политических убеждений. Правда, все они предусмотрительно прибегают к спасительной оговорке: хорошо, до известного предела. О том, где должен находиться этот предел, у каждого, разумеется, своё представление, но опять-таки все сходятся в одном: семья находится внутри него (хорошо семье – хорошо мне), а всё остальное – вне.
Кто эти собеседники? Служители муз. Как канонических, так и не являющихся таковыми. Актёры и режиссёры (их – большинство), музыканты, певцы, один замечательный писатель и даже один «выдающийся» архитектор. Называть фамилии? Не стану, ибо все – знаменитости, а выписывать все сорок фамилий – нонсенс.
Людям искусства без эгоизма ну никак. По определению. Так что никаких особых открытий из диалогов с ними г-же Радбель сделать не удаётся. Ну и ладно! Просто почитать про любимых артистов тоже приятно. Но, увы, радость улетучивается, причём очень быстро. Хуже того, на пятом-шестом интервью становится просто скучно, на десятом – невыносимо. И это не вина собеседников журналистки: все они люди талантливые и самобытные, но самобытные более в творчестве, нежели в подходе к жизни. В этом-то они как раз все схожи, иначе не стали бы тем, кем стали. Но когда люди одного страта высказываются по поводу одной, достаточно узкой темы, повторы неизбежны.
Ах, если бы г-жа Радбель ухитрилась, пусть и заочно, столкнуть своих собеседников лбами, сопоставить противоположные точки зрения, читать сей сборник было бы куда увлекательнее. Но она пошла иным путём: просто собрала под одной обложкой интервью разных лет, взятые по разным поводам и для разных изданий. Выбросила вопросы и «склеила» тексты в меру собственного разумения, да так, что «склейки» эти вылазят на каждом шагу, как уши царя Мидаса. Отсюда у читателя уже на второй странице возникает стойкое ощущение, что сами знаменитости общаться с журналисткой желания не изъявили, и ей пришлось устанавливать с ними контакт с помощью каких-то колдовских ухищрений. Например, вызывать «на беседу» души, в то время как их владельцы мирно спали в своих постелях (от души, бродящей отдельно от тела, логики и ясности мысли требовать не приходится). Впрочем, так ли уж важно, каким именно способом г-же Радбель удалось превратить умных, неординарных людей в «сводный хор», на разные голоса выводящий одну мелодию: «как хорошо быть эгоистом». Главное – удалось…