Екатеринбург – город удивительный! В нём больше, чем в Москве и Петербурге, проявилось переплетение различных эпох истории нашей страны. Пролетарская улица тут проходит параллельно Царской, а напротив Храма на Крови, построенного на месте дома Ипатьевых, стоит монумент, посвящённый уральским комсомольцам. Переплетение, многообразие смыслов, символов и эпох характерно и для конкурсной программы фестиваля.
Гран-при получил фильм Алексея Головкова «Семь дней осени». В картине Головкова практически не звучит человеческая речь, так как оба главных героя от рождения глухонемые. Зрители будто подглядывают за их уединённой жизнью в тайге, вдали от цивилизации. Духовным родственником для «Семи дней осени» выступает «Выход» Максима Арбугаева. Фильм уже заезжал на престижные кинофорумы (в том числе «Оскар»), что само по себе приковывает внимание к картине. Она отмечена специальным дипломом жюри «За изображение уникальных явлений природы».
Но были не только пугающие моржи, но и забавные лошади Пржевальского. Дебют Лилии Дмитрик «Зрительная полоса» о заповеднике «Оренбургский» – прекрасный пример научно-популярного фильма о животных. Вообще дебютантов было немало. Запомнились работы Матвея Сидорова и Алиджона Джалилова (Таджикистан). Первый, сам будучи профессиональным оператором, снял короткий метр («Обратная перспектива») о своём друге Олеге Кочубее. Джалилов в «Алиф. До. Ре. Ми» показал тоже тернистый путь талантливого человека, пришедшего к умиротворению и тому, что зовётся счастьем. Приз же «за лучший дебют» получил фильм «Горький мёд» Юлии Макаровой.
Во многих картинах всё держалось исключительно на обаянии главных героев. Прежде всего это «Паровозных дел мастер» Павла Селина. Алексей Грук – собственно, сам мастер, и человек, пришедший будто бы из уже прошедшей эпохи – запомнился всем посмотревшим. Так же, как герой фильма Вадима Цаликова «Мой брат доктор Мольс».
Кино о простых людях, тех самых тружениках, всегда подкупает своей искренностью настолько, что у меня не остаётся к форме никаких вопросов. Вот, скажем, «Русский Север» Александра Болотникова – кино не затейливое, но честное, в отличие от многих тех, что сняты строго по академическим лекалам. Фильм вообще-то говорит про трагические явления – отмирание русской деревни, бегство молодёжи в города, плачевные последствия наступления цивилизации, но тон у него совершенно иной – жизнеутверждающий, позитивный. То же самое могу сказать и про «Человека Труда» Ольги Ажнакиной. Сама тенденция возвращения на российский экран пролетария мне безумно импонируют. Ибо на них, на этих 97% населения, и держится наша страна.
Сразу две картины из конкурсной программы повествуют о работе археологов. «Хранитель» Завильгельского про Владимира Толстикова взял приз «за лучший полнометражный фильм». Хочу отметить также «Шишкинских писаниц» Юлии Бывшевой, фильм, поднимающий сразу несколько тем – от повторной архаизации современного человека до наплевательского отношения местной власти к объекту культурного наследия.
Очень тронула работа Екатерины Толдоновой «Война. Женский след». Она же взяла приз зрительских симпатий. Не согласен с теми, кто говорит, что это кино актуально сейчас. Напротив, как по мне, оно будет актуально всегда, потому что говорит оно даже не про войну, а про русских женщин, готовых в любой момент взять оружие и примерить на себя роль воительницы и защитницы Родины, вопреки традиционной картине мира, где женщине отведена лишь роль матери и хранительницы очага.
Незаслуженно, на мой взгляд, обделили призами «Землю больших возможностей» Андрея Ананина про фермера из Америки в России. Это, пожалуй, самое смешное и самое зрительское кино из фестивальной программы. Андрей Ананин на одной из площадок фестиваля «Россия» в рамках своего мастер-класса поделился своим субъективным опытом работы с онлайн-кинотеатрами и составил некоторую «дорожную карту» – как от презентации идеи дойти до размещения фильма на стриминговом сервисе.
Чем-то похожа на «Землю больших возможностей» картина творческого тандема из четырёх режиссёров «Опытным путём» про изобретателей-новаторов, эдаких «кулибиных из глубинки». «Опытным путём» получил специальную награду от одного из партнёров фестиваля.
Приз уполномоченного по правам человека «За гражданское достоинство» достался замечательной короткометражной картине «Медик» Алижана Насирова (Киргизия). По словам режиссёра, съёмочный процесс занял всего неделю, в то время как монтаж – около года. Приз за лучшую операторскую работу справедливо ушёл Михаилу Бурову за «Военкоров».
Как привлечь зрителей на просмотр документального кино? Какие только варианты на фестивале не предлагались! Председатель жюри, выдающийся киновед Валерий Фомин приводил катастрофические цифры: относительно 1961 года посещаемость российскими зрителями кинотеатров упала примерно в 100 раз. И вряд ли популяризация стриминговых сервисов кардинально изменит дело. Если на игровое кино – на какого-нибудь «Чебурашку» – ещё ходят, то документальное кино для массового зрителя остаётся где-то на задворках фестивалей. К большому сожалению. Этот вопрос стал яблоком раздора между теми, кто оглядывается на западный опыт, и кто – на советский, теми, кто склонен снимать по имеющимся лекалам и шаблонам, и теми, кто готов экспериментировать, и в конечном счёте между молодым и старшим поколениями. Компромиссного ответа не было... Тем не менее на показах фестиваля «Россия» присутствовало много студентов и школьников, а значит, надежда все-таки ещё есть.