Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 11 декабря 2013 г.
  4. № 49 (6442) (11.12.2013)
Литература

Эх, без креста!

11 декабря 2013

В первый послевоенный год комиссованный по ранению фронтовик бросает ВГИК и поступает в Литинститут, в семинар К.Г. Паустовского. В результате рождается писатель Владимир Тендряков. Его считают одним из родоначальников «деревенской» прозы, но к собственно «деревенщикам» относят с осторожностью. И это правильно! Тендряков изначально выбрал несколько иной идейный маршрут. Ведь никто не считает «деревенщиком» Достоевского, хотя действие «Села Степанчикова» и добрая толика «Братьев Карамазовых» происходит в деревне.

Рассказ «Хлеб для собаки» был опубликован лишь в конце 80-х, как и многие произведения Тендрякова, посвящённые коллективизации. Автор, рассказчик и герой слиты в сюжете накрепко. Мальчик Володя из пристанционного посёлка вместе с другими детьми потаённо наблюдают за мучениями умирающих от голода в березняке ссыльных, не добравшихся до Сибири. Володя пытается их подкормить из своего скудного пайка, но голодных у его забора собирается всё больше. Только Христу удалось насытить пятитысячную толпу пятью хлебами. Философский вопрос начальника станции, по долгу службы вынужденного следить за «куркулями», звучит как бы от автора: «Что же вырастет из таких детей? Любуются смертью. Что за мир станет жить после нас?» И автор поражается тому, как впечатлительный мальчик не сошёл с ума при виде людских страданий и признаётся, что виденное «обмозолило» его душу. Мальчик прогоняет голодных и начинает прикармливать ничейную собаку, а автор понимает, что «не облезшего от голода пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть».

В конце 50-х Тендряков «выстрелил» циклом повестей, которые очень помогли подувядшей атеистической пропаганде укрепить свои позиции. В повести «Чудотворная» ученик Гумнищенской неполной средней школы Родька Гуляев находит древнюю икону, и его бабка Авдотья распускает слух, что эта икона – чудотворная, а её внук – святой. Верующие сельчане объявляют мальчика «Божьим избранником». Но правоверный пионер Родька упорно им сопротивляется и встречает поддержку доброй учительницы – атеистки и коммунистки. Сейчас повесть о «тёмных православных» встретила бы сочувствие разве что у поклонников Pussy Riot. Но без поправки на время живут только произведения титанов – таких, как Шолохов или Леонов. В начале 60-х повесть переиздавалась стотысячными тиражами. Была адаптирована для младших школьников, экранизирована, а инсценировка в театре «Современник» выдержала 800 спектаклей! Только вот как-то забылось, что название пьесы – «Без креста» – очень уж явно корреспондирует с поэмой Блока «Двенадцать» («Эх, эх, без креста!»).

Но был ли Тендряков «воинствующим атеистом»? Нет, он был классическим гуманистом-агностиком, который никогда не путал народную веру и официальную религию. И все его следующие книги, особенно «школьный» цикл 70-х, доказывали это! Дюшка Тягунов в «Весенних перевёртышах» мучается «достоевскими» вопросами: «Что такое жизнь? Есть ли бессмертие? В чём смысл человеческого пути?» В «Расплате» учитель Памятнов, воспитанник которого убил собственного отца, признаёт, что его доктрина («воюй с подлостью любыми средствами») несостоятельна, а отсутствие духовной основы начинает считать главным недостатком системы.

А уж роман «Покушение на миражи» (1982) окончательно опровергает репутацию «атеиста». Первоначально роман назывался, заметим, «Евангелие от компьютера». Герои-программисты вводят в программу историю человечества. Всю, кроме истории, описанной четырьмя евангелистами. Но «изъятый» Христос необъяснимо воскресает и путает экспериментаторам все карты.

Поздний Тендряков – особенно его публицистика – не прочитан. Он размышлял о собственности и культуре, об экономике и прогрессе. Но главной для него всегда была проблема нравственная, без которой русского писателя нет. Вот что писал Тендряков педагогу и прозаику Г. Медынскому, воспитательными романами которого некогда зачитывалась советская молодёжь: «Нравственный призыв столь же важен, как и преобразование общественного устройства. Ни о каком преобразовании не может быть и речи, если люди не проникнутся страстным желанием его.

А желание, да ещё страстное, не возникнет у того, кто пребывает в анабиозе. Кто-то должен будить людей!»

Денис ЗУЕВ

Тэги:
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Покуда бьются сердца

    04.07.2025
  • Символ славы

    04.07.2025
  • ЛГ-рейтинг

    04.07.2025
  • Стонет, плачет вдовушка – закипает кровушка

    03.07.2025
  • Птица

    03.07.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS