Эх, Фёдор, Фёдор!.. или Как я катался по вчерашнему билету
Кому как не пушкинцу знать особенности национальной езды по железной дороге! Электричка, родимая, верный спутник жизни! А также очереди за билетами, промёрзшие вагоны, назойливые торговцы… Балует нас только комфортабельный скоростной электролайнер «Фёдор Чижов». Вот уж второй год. Однако и здесь в последнее время что ни поездка, то приключение.
Пришёл я 28 апреля на Пушкинскую железнодорожную станцию, купил билет на скоростную электричку, жду. И вдруг диспетчер сообщает о том, что профсоюзы локомотивных бригад что-то там с администрацией РЖД не поделили и поезда проследуют с задержкой. Опоздания и раньше бывали. Не унывая, меряю шагами вторую платформу. Через полчаса из репродуктора доносится совет опаздывающим пассажирам – воспользуйтесь автобусами. И получите в кассе № 1 соответствующую справку.
В Москву я добирался на автобусе. Потом уехал в командировку, а когда вернулся, вспомнил о неистраченном билете за 116 руб., подкреплённом справкой с исторической записью: «Отмена поезда – забастовка машинистов. Начальник Пушкинского участка МЖД М.М. Телешева».
В кассе деньги мне возвращать не стали. По этому билету, успокоили, можно запросто проехать на «Чижове» в Москву, когда пожелаете. И вот этот «желанный» день настал. Жду белый поезд.
– Дату показывайте! – с порога потребовала проводница. – Да у вас билет просрочен!
И грудью встала вместе с охранником в камуфляже на защиту своего вагона.
– Да у меня справка, да мне сказали, что по этому…
– Идите к старшей проводнице, – отрезала младшая, и я как последний заяц поскакал по перрону к другому входу (кстати, в «Чижова» с некоторых пор пускают пассажиров только через каждые четыре вагона).
Там, размахивая справкой и билетом и делая страшные глаза, я всё-таки влез, смяв оборону, в вагон. Отправился искать старшую проводницу, чтобы добиться правды. Застал её через два вагона, но она была занята – отрывала квиточки у билетов. Когда она наконец освободилась и я попросил объяснений, женщина в форменном кителе вдруг исчезла в другом вагоне.
– Испугалась, – наивно подумал я.
Сел. Еду. В окно поглядываю. И тут опять проводница появляется и вновь интересуется проблемой. Я терпеливо объясняю.
– Но у вас просрочен билет!
– По вине РЖД!
– Но не нашей. А вдруг вы проспали?
– У меня справка! В кассе сказали…
– В кассе вас надули!
– Так оштрафуйте меня!
– Мы не штрафуем, – смягчилась, возвращая мне мой проездной документ, проводница. – Езжайте уж…
Я остывал. Но тут в голову пришла забавная мысль – попробую-ка сдать этот злополучный билет в кассе возврата на Ярославском вокзале. Стоп! Тогда я, выходит, сейчас зайцем еду…
Старшая проводница, видимо, была телепатом. Стоило мне размечтаться о нехорошем, она вернулась.
– Давайте билет! – потребовала. И вмиг порвав его, как тузик грелку, удалилась.
Глупый инцидент был исчерпан.
Я сидел и грустно думал о том, как легко создать на пустом месте большие проблемы. Думал о тех пресловутых двух российских «д» – дураках и дорогах. О Фёдоре Чижове, который внёс огромный вклад в развитие экономики России, и о нас, его потомках, так неразумно использующих этот вклад… А ещё я подумал, что этот поезд – не такой уж, если честно, и скоростной: десять минут разницы с обычной электричкой. Да и ну его вообще…
Поезд остановился, и пассажиры гуськом потянулись по составу искать выход – напомню, через четыре вагона. Почему на конечной остановке не открыть все двери? Зачем продавать на «Чижова» транзитные билеты, как на поезда дальнего следования? И зачем справки, если они проводникам всё равно не указ?.. Впрочем, о чём это я… Фёдор Батькович, человек и электроход! Хорошо, хоть вы всего этого не видите!