Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Эх, кони, кони!..

01 января 2007

Мудрый Финн в «Руслане и Людмиле» Пушкина долго ждал свою любимую Наину. И был очень разочарован, когда спустя долгие годы увидел «старушку дряхлую, седую».

Спустя множество лет некий Книгочей тоже ждал, пока разберётся со своими хлопотами, выйдет на пенсию и у него появится время полистать сокровища его домашней библиотеки, которую собирал десятилетиями. А когда время появилось, вдруг обнаружилось, что читать нечего. То есть книги – вот они. А дальше первых двух строк ни по одной дело не идёт.

То, что увлекало годы назад, – больше не увлекает. То, что появилось недавно, не идёт в сравнение с читанным давно. Хуже всего, когда по первой строчке видишь продолжение или сквозь текст проступает фигура автора.

Если ещё можно смириться с тем, что, придя в театр, видишь не сложившийся спектакль, а натужно-неумелую игру актёров, то невозможно увлечься событиями, которые заслоняет пишущая машинка автора, торопливо отстукивающего свой гонорар. Особенно если сам перебиваешься временами литературным трудом и знаешь, как это делается.

Но есть несколько художников слова, которых тлен времени не берёт. Как завораживали тебя в детстве – так завораживают и в старости. Независимо от того, о чём речь. И не только в поэзии, что хоть как-то объяснимо, но и в самой что ни на есть прозе.

Вот почему, тщетно перебрав вечером десяток-другой давно читанных или ещё нечитанных книг, раскрываешь в конце концов в тысячный раз одно и то же. И погружаешься в мир давно знакомых образов – как вновь и вновь в мир звуков Моцарта, Бетховена, Глинки, Чайковского. И начинается волшебство Настоящего Высокого Искусства.

«Знаете ли вы украинскую ночь? Нет, вы не знаете украинской ночи…»

«Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах! Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом!..»

«Да, следует отметить первую странность этого страшного майского вечера. Не только у будочки, но и во всей аллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного человека. В тот час, когда уж, кажется, и сил не было дышать, когда Солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо, – никто не пришёл под липы, никто не сел на скамейку, пуста была аллея».

«Кони рванулись, и всадники поднялись вверх и поскакали. Маргарита чувствовала, как её бешеный конь грызёт и тянет мундштук. Плащ Воланда вздуло над головами всей кавалькады, этим плащом начало закрывать вечереющий небосвод. Когда на мгновение чёрный покров отнесло в сторону, Маргарита на скаку обернулась и увидела, что сзади нет не только разноцветных башен с разворачивающимся над ними аэропланом, но нет уже давно и самого города, который ушёл в землю и оставил по себе только туман».

Гоголь правильно назвал свои «Мёртвые души» поэмой. Конечно, это и есть самая настоящая поэзия. Только в прозе. Что ж, разве не бывает толстенных стихотворных поэм, неотличимых от прозаических газетных репортажей?

Булгаков же постеснялся назвать свои романы поэмами. Но все они, конечно же, поэмы. Пусть это не стихосложение. Но искусное словосложение – это уж точно. И первая в их ряду, разумеется, «Мастер и Маргарита». Многое можно вычитать в романах Булгакова. А можно и не вычитывать. Как сказал Воланд:
«– И доказательств никаких не требуется… Всё просто: в белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат…»

Здесь музыка слов самодовлеюща. Она сама по себе создаёт настроение. Сама по себе производит «очищение духа», катарсис…

И, прикрыв глаза после очередной главы-симфонии, просто физически ощущаешь, как сдвинулся ещё на один миллиметр в бесконечном восхождении от Обезьяны к Человеку.

Такое не по силам ни философии, ни науке, ни праву, ни политике.

Такое по силам только Искусству.

Спасибо тебе, Искусство. Спасибо тебе, Булгаков!

Игорь БЕСТУЖЕВ-ЛАДА, доктор исторических наук, профессор, академик РАН

Обсудить в группе Telegram

Игорь Бестужев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS