В истории этой присутствует некоторая московская путаница имён, домов и фактов. И что поразительно, в «показаниях» путаются не только рядовые блогеры, но и авторы весьма серьёзных ресурсов.
Дело в том, что на Большой Никитской улице мы можем видеть два дома, бывших во владении двух совершенно разных Поздняковых, и вот их-то как раз и путают.
Это прежде всего дом № 26/2 на пересечении с Леон¬тьевским переулком, принадлежавший генерал-майору Петру Андреяновичу (или Адриановичу) Позднякову, страстному театралу, имевшему собственную крепостную труппу, которая давала представления в этом самом доме. Режиссёром здесь был, кстати, бывший комический актёр придворного Эрмитажного театра Сила Николаевич Сандунов (настоящее имя Силован Зандукели; он происходил из благородной грузинской фамилии, представители которой переселились в Россию в 1724 году вместе с окружением царя Вахтанга VI) – ни много ни мало, а основатель знаменитейших Сандуновских бань. А его жена, Елизавета Семёновна, урождённая Фёдорова (по сцене – Уранова), давала здешним актрисам уроки профессионального мастерства.
Однако сегодня рассказ пойдёт о расположенном ближе к Садовому кольцу доме № 51, в котором сегодня находится посольство Объединённой Республики Танзания.
Яркое, нарядное, окрашенное в нежно-розовый цвет здание в стиле ранней эклектики, несомненно, выделяется в ряду застройки этого участка Большой Никитской. Сооружено оно было в 1860 году на месте старинного участка ещё конца XVII века и с течением времени несколько раз меняло свой облик, расширяясь и достраиваясь. Первым владельцем его стал гвардии поручик Николай Иванович Поздняков, по некоторым сведениям, племянник вышеупомянутого генерала П.А. Позднякова.
Сохранилась оценочная ведомость 1869 года на эту небольшую городскую усадьбу, чётко указывающая, что дом был каменным, двухэтажным, с подвалом, где находились кухня и «духовая печь под сводом». Цоколь облицован белым камнем. Первый этаж отапливался печами, а на втором этаже, куда вели целых три лестницы, был устроен чугунный камин. Полы второго этажа были выстланы паркетом, имелись даже ватерклозеты.
Согласно описи 1873 года две нижние комнаты отдавались под контору кирпичного завода, в остальных же восьми проживала супруга (скорее всего, уже вдова) устроителя дома. Весь верхний этаж занимал их сын – Илья Николаевич Поздняков.
Фасады отделали, как уже говорилось, в эклектичном духе. Так, первый этаж выделен глубоким рустом, второй – тонким ленточным. Между этажами идёт тонко профилированный карниз. Завершает фасад развитой венчающий карниз, опирающийся на декорированный филёнками фриз с плоским аттиком. Глаза непременно привлекут многочисленные рокайльные украшения: великолепные наличники-архивольты оконных проёмов, разделённых коринфскими пилястрами; белоснежные фризы и лепные картуши; оригинальные женские гермы в центральных окнах верхнего этажа, обращённые лицами не к улице, а друг к другу.
С внешней стороны частично просматривается и западный торец здания, который оформлен куда скромнее.
В 1892 году дом переходит в руки новой хозяйки. Ею стала вдова потомственного почётного гражданина Москвы В.С. Волкова.
Она задумала осуществить определённую перестройку своего владения, для чего был привлечён архитектор Пётр Анисимович Ушаков. Он оставил внутреннее убранство без изменений, но добавил со стороны двора жилую и доходную пристройки. А также спроектировал – в едином стиле с домом – въездные ворота и ограду, сохраняющиеся до сих пор.
Прошло ещё пятнадцать лет, и в 1907 году усадьбу перестроили снова.
На этот раз для потомственного почётного гражданина В.Н. Грибова.
Заведовал работами молодой архитектор Евгений Иосифович Зеленский. Он окончил Строгановское художественно-техническое училище и Московское училище живописи, ваяния и зодчества и уже успел приобрести известность как автор келейных корпусов и часовни Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни в Верейском уезде Московской губернии.
В результате проведённой им реконструкции правую часть дома увенчал многогранный металлический купол с круглым слуховым окошком.
Вот такой вид усадьбы Позднякова – Волковой – Грибова и наблюдает сейчас каждый, кто проходит по Большой Никитской улице. А планировочная структура участка, подчеркнём, сохранилась неизменной с 1860 года.
В советское время особняк перешёл в ведение Главного управления по обслуживанию дипломатического корпуса (ГлавУпДК) при МИД СССР (ныне МИД России). Довольно долгий период здесь находилось посольство североафриканского государства – Королевства Марокко. А начиная с 2013 года его сменило танзанийское посольство, которое перебралось сюда с Пятницкой улицы.
При этом ГлавУпДК для обеспечивания дипломатам условий, соответствующих их статусу пребывания в России, поддерживает этот незаурядный памятник истории и культуры в достойном виде.