Светлана Панасенко
Журналист, писатель, заслуженный работник печати и массовой информации Республики Башкортостан, член Союзов писателей и журналистов РФ и РБ. Автор семи книг. Её перу принадлежат уникальные экологические и целебные сказки, а также целебная азбука для детей. Лауреат национальной литературной премии «Золотое перо Руси».
Королева луга
На небе ещё не успели погаснуть последние звёздочки, а на лесной поляне уже первым проснулся синеглазый Цикорий. Он подарил свой влюблённый взгляд желтоглазой красавице Ромашке, но она ещё крепко спала. Но вот по лугу пробежали и скрылись в чаще леса первые солнечные лучики, и цветики ожили. Зазвенел свою песенку весёлый Колокольчик, посвятив её, конечно же, своему «маленькому солнышку» – красавице Ромашке. Та застенчиво опустила свою белокурую головку и зашепталась о чем-то с розовощёкой, всегда благоухающей ароматом подружкой Душицей.
Расправив могучие плечи-ветки, проснулся царь лесов Дуб-Долгожитель. Оглядел свой любимый луг и зажмурился – прямо в глаза ему светила радуга цветов. Улыбнулся цветам и воскликнул:
− Доброе утро, мои цветики, мои глазки! Даже не знаю, кто из вас красивее?!
− Послушайте, наш почтеннейший Долгожитель, почему вы называете нас своими глазками? − прозвенел любопытный Колокольчик.
− Разве вы не знаете, что цветы – это глаза Матушки Природы, – улыбнулся мудрый Дуб-Долгожитель. Многое повидал он на своём веку: засухи, суровые зимы, проливные дожди были записаны кольцами на его могучем стволе, и потому его мнение среди трав, цветов, кустарников и деревьев было непререкаемо.
− А у кого из нас самые красивые глаза? − кокетливо спросила желтоглазая Ромашка.
Зашумели цветы да травы, заспорили. Хвалятся друг перед дружкой, кто из них краше да полезней.
− Да погодите вы! – успокоил их известный на весь луг народный Лекарь Зверобой. Лучше давайте проведём конкурс красоты! Расскажите о себе, чем полезны!
− Ура! – зашумели цветы и травы. – Мы готовы!
Царь лесов одобрительно закивал головой, увенчанной венком из дубовых веток, и воскликнул:
− Пусть этот необыкновенный день войдёт в историю нашего лесного царства как выборы Королевы Луга!
На зелёную тропинку, словно на подиум, вышла высокая, стройная, пышноволосая в платье из изумительно белоснежных ароматных цветочков Незнакомка. Все цветы так и ахнули.
– Кто вы? – взволнованно прошептал старый холостяк Иван-чай, не сводя с незнакомки своих красивых, с сиреневым отливом глаз. Вы так благоухаете, что я боюсь потерять от вашего аромата голову! Я Иван-чай, или Кипрей. Раньше в русских деревнях из меня готовили целебный напиток или целебный чай, который не уступает лучшим сортам чёрного чая…
− Ну, этим вы меня не удивите! – сказала Незнакомка. – Кем я только не была. И украшением садов, и целительницей, и даже оберегом. Там, где я расту, можно смело копать колодец. Во мне всё полезно – цветы, корни, листья. Ещё меня называют Лабазником, ведь я часто расту за лабазом – сараем без крыши. А сюда, к вам на луг, перебралась недавно, здесь так чисто и красиво!
− Я вспомнил, ты Таволга, спасибо, что украсила наш луг! – воскликнул царь лесов. – Кстати, французы называют тебя Королевой лугов.
− Да, французы не зря слывут истинными ценителями женской красоты! – восхищённо произнёс Иван-чай и подарил Таволге нежный взгляд. – Согласна ли ты стать нашей королевой? И кого выберешь в короли?
Все цветы раскрыли бутоны в знак одобрения. Но вдруг послышался грозный голос:
− Неужели ты, хрупкая красавица удивительной красы, выберешь простого Иван-чая?
Из травы возник воинственный Сабельник, рослый высокий молодец, с острыми зазубринами листьев, которые блестели на солнце, как кинжалы.
− Я русский женьшень! Какие только болезни не лечу! Лечил даже самого Петра Первого. Не зря же меня зовут «отсекающий боль». Будешь жить со мной возле самого болота. Тишина! Покой…
– Возле болота? – возмутился царь лесов. – Королеве луга там не место!
– Не отдадим красавицу! Пусть украшает наш луг! – зашумели цветы. – А ты, Сабельник, убирайся восвояси!
Хотела Королева луга склонить свою пышную белокурую головку на плечо своего избранника Иван-чая, как неожиданно из травы поднялся зелёный Вьюн и обвился вокруг Иван-чая, как змей. Стал Иван-чай чахнуть прямо на глазах. А Сабельник ухмыляется:
– Так ему и надо! Не захотела меня выбрать, вот и получила!
Увидела это безобразие бабулька, собиравшая поодаль целебную травку, возмутилась:
– И откуда ты такой шустрый взялся?
С этими словами схватила она вьюнок и быстро с ним расправилась...
Северный виноград
На краю старого полузаброшенного сада жил, вернее, выживал из последних сил куст крыжовника. Когда-то его хозяева были помоложе, и он был у них в чести.
– Ах, какое божественное варенье! Неужели это обыкновенный крыжовник? – нахваливали гости.
– Наш северный виноград! А знаете, какой полезный! – восклицала с гордостью хозяйка.
И весь вечер только о нём и говорили. Но время шло, хозяева состарились, и сад зачах. Старый колючий и скрюченный Крыжовник и сам стал чем-то похож на своего хозяина. Кому он мог пожаловаться на своё одиночество? Только седому облаку Полыни, жирным Лопухам да капризной колючей Крапиве, окружавшим его плотным кольцом. Из-за них невозможно было увидеть даже лучик солнышка. Такая же колючая, как он, Роза быстро охладела к нему и устремила свой ярко-розовый взор на высокий и стройный Боярышник, уверяя его, что они – дальние родственники и в дуэте несравнимы по силе и пользе ни с кем. И Крыжовнику становилось от этого невыносимо грустно и одиноко.
Весной в саду появились новые молодые хозяева. Что они творили! Копали, обрезали, пололи, рыхлили… Досталось всем – яблоням, сливам, вишням…
– Никогда ещё у меня не было такой глупой короткой стрижки! – жаловалась старая Яблоня соседкам.
– А нас как оболванили! – восклицали Сливы и Вишни.
– Что с этим стариком будем делать! − спросил молодой мужчина жену.
– Мне он не нужен! – равнодушно ответила она.
– Ух ты, какой колючий! На получай! – И молодой человек ударил куст топором.
Крыжовник застонал от боли, но устоял. Маленькие зелёненькие ягодки, словно слёзки, усеяли траву.
− Какой крепкий старик! – удивился молодой хозяин и ударил по кусту ещё несколько раз.
Куст скорчился и повалился на бок. И только одна ветка, как рука, просящая о помощи, осталась торчать из земли. Корни, ещё живые, молили небо об одном: «Дождя, дождя!» И небо услышало. Разразилась ужасная гроза. Хозяева и весь сад промокли до нитки, до последней веточки.
Хозяйка появилась в саду только в разгар лета. Она была грустна и бледна.
− Что с вами? – спросила соседка старушка.
− Болею…
Какую она болезнь назвала, Крыжовник не расслышал, потому что сам едва выжил и помаленьку набирался сил.
– Знаю я средство – на себе испытано! Идём-ка ко мне!
И старушка протянула женщине полную чашку крыжовника.
− Посидишь на нём месяц-два, и от твоей анемии и следа не останется!
За лето сад здорово оброс зелёной шевелюрой, словно дедушка бородой, набрался сил. Ожила и молодая хозяйка. Приехали они в сад, накинулись дружно на траву-мураву.
Вдруг муж громко ойкнул:
– Смотри, колючка-то живучей оказалась!
− Не смей его трогать!
И давай вокруг кустика крыжовника суетиться. Полила, подрыхлила, потом тихо наклонилась к нему и прошептала:
– Прости меня, северный виноград! Не знала я, что ты такой полезный!
Подорожник
На узкой тропинке старого сада жил-поживал один добрый Подорожник. Его топтали десятки ног, поливал тёплый июльский дождик, рядом проползали жучки-паучки, пробегали мышки-норушки… Но Подорожник не унывал, наоборот, упрямо тянул свой светлый кудрявый хохолок к солнцу, к людям… Он даже гордился тем, что первым узнавал, кто идёт по саду. По шагам. По обуви…
Послышались шаги… Четверо модных толстых кроссовок проутюжили зелёные листочки, вогнав зелёный хохолок Подорожника почти в землю. От боли он едва не потерял сознание. Почти проваливаясь в темноту, он услышал знакомый звонкий голосок внучки старушки. Ему вторил незнакомый мужской басок. Это внучка с другом, что-то крича друг другу, словно глухие, отправились гулять по саду.
Небо затянуло облачками, и пошёл тёплый летний дождик. Весёлая парочка бросилась искать укрытие. Девчонка поскользнулась на гибких листиках подорожника. Они так обиделись на толстые подошвы, что девчонка, теряя равновесие, полетела прямо в крапиву. Та несколько раз больно куснула девчонку. Она вскрикнула, попыталась встать, но зацепилась за колючую стрелку лопуха и, охая, приземлилась в большую лужу.
– Бабуль! – сердито крикнула внучка. – Дай мне лопату, я уберу эти противные сорняки.
Но старушка не дала ей лопату, а помогла внучке добраться до крылечка.
Крапива, Лопух и Подорожник облегчённо вздохнули.
− Сейчас, милая, не плачь, всё пройдёт! – И бабуля снова вышла на садовую тропинку… Она приложила к ссадинам на руке внучки листик Подорожника. Укутала ногу листом Лопуха. А вечером накормила гостей вкусными щами из зелёной Крапивы.
Поздравляем Светлану Панасенко с юбилеем, желаем здоровья, вдохновения и новых творческих свершений!