Биткойн, уже почти легендарный (несмотря на юный возраст – 10 лет), надежда и опора новой экономики, экономики свободных людей, биткойн, на который возлагалось столько светлых упований, за минувший год упал более чем в шесть раз. И падение продолжается.
Одновременно скукоживаются компании, которыми обросла криптоиндустрия: кто-то делает процессоры для майнеров, кто-то консультирует новичков, организует курсы, оказывает услуги по аренде части мощностей майнинговых ферм. Но, похоже, из биткойна побежали самые стойкие, ходлеры – истинно верующие крипторелигии.
Что такое биткойн и шире – криптовалюта? Ведь этих валют уже около двух тысяч. Это инструмент обмена финансовыми сообщениями в обстановке глобального недоверия. Никто никому не верит, особенно любому начальству, финансовому прежде всего. И вот изобрели способ обойти контроль.
Получилось. Но суперзатратно; уязвимо для захвата группой крупных майнеров; не анонимно, а лишь псевдоанонимно; основано не на разделении, а на дублировании вычислительных мощностей. Попытки же улучшения ведут к утрате того, от чего уходили изобретением криптовалюты: от полной бесконтрольности. По-видимому, система, основанная на недоверии всех ко всем, существовать не может. Биткойн продемонстрировал это в одной области – финансовой. Вероятно, хайп вокруг «крипты» спадёт, и о ней забудут.
В истории с биткойном есть ещё одно поучение. Возможно, самое важное. Надо наконец осознать, что вся финансово-цифровая возня – это перераспределение, а не создание новых ценностей. Реальных ценностей – еды, одежды, жилья, дорог, электроэнергии – от «цифры» больше не становится. При этом «цифра» всё более жадно высасывает жизненные ресурсы. Майнинговые фермы мира потребляют электроэнергии столько, сколько средняя европейская страна. А что на выходе? По сути – ноль. Обогащения на «цифре», реальные и чаемые, это обогащения на перераспределении кем-то созданных благ. Мы справедливо возмущаемся обогащением на коррупции, как неправомерном перераспределении ресурса, и почему-то терпимы к «цифровому» перераспределению. Это ошибка.
Не только электроэнергию забирает криптовалюта, но и энергию человеческую. Молодые и сильные вместо того, чтобы создавать реальные жизненные блага, отдают силы фантому. Не растят хлеб, не проектируют машины, не оказывают нужные людям услуги – сидят и майнят. Или мечтают об этом. Часто потому, что реального дела для них в стране нет.
Недавно в соседнем подмосковном городке случилась поучительная история. Один из застройщиков нового жилого комплекса решил бросить устаревшее ремесло – строительство и создал подпольную майнинговую ферму в подвале одного из построенных им же домов. Энергетические расходы ухитрялся растворять в общем энергопотреблении комплекса. Они стали непомерно велики, всё вышло наружу. Теперь непонятно, кто будет погашать задолженность комплекса электросетям в 30 млн. рублей.
Уверена: в нашей стране надо сосредоточиться на реальной экономике – создании подлинных жизненных благ. Наш народ не прошёл в полной мере даже индустриальный этап развития, у нас очень много дел – реальных, не виртуальных.
Я вижу обнадёживающий симптом в том, что после беседы нашего президента с гением «цифры» и создателем второй по популярности криптовалюты русским канадцем Виталиком Бутериным наше руководство потеряло, похоже, интерес к криптовалюте. Хорошо бы он не возобновился.
Татьяна Воеводина,
предприниматель, публицист