Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Экран против Ленина

01 января 2007

ТЕЛЕИСТОРИЯ

Олег ПУХНАВЦЕВ

А как ещё мог НТВ отметить 140-летие Ленина? Политика канала в принципе не предполагает возможности серьёзного разговора, а потому неудивительно, что использовали площадки «НТВшников» и «Честного понедельника». Поблагодарим, что не задействован ресурс передачи «Особо опасен» или «Ты не поверишь».

В «НТВшниках» всё было как всегда: чайник фыркал, свисток свистел, Антон Хреков старательно поддерживал температуру кипения. Подогревать публику начали заранее. Специальному (подчеркнём) выпуску предшествовал анонс, сделанный, как всегда, с претензией на юмор. Крутящийся гроб, зловещий голос за кадром: «Добрый дедушка Ленин, самый человечный человек – мумия, которую мы считаем живее всех живых, более восьмидесяти лет он избегал суда истории. Пора вставать». В кадре звонит ретробудильник.

Удивимся мимоходом, как эти ребята до сих пор не устали от собственной фонтанирующей креативности, чуть убавим звук и встретим гостей: Рой Медведев, отец Димитрий (Смирнов), Вячеслав Никонов, Сергей Удальцов, Виктор Анпилов, в качестве изюминки – родственник из Одессы уролог Виктор Бланк…

Для затравки зрителям показали застигнутых врасплох деток, дающих курьёзные ответы на вопрос, кто такой Ленин. Трудно сказать, как этот телевизионный штамп оказался в арсенале продвинутых энтэвэшников. Была надежда, что подобная высосанная из пальца «многозначительность» вышла из моды вместе с борсетками. Тем не менее Антон Хреков указал именно таким образом на неактуальность Ленина и перешёл к следующему номеру программы.
Далее показали нечто четырёхминутное, представленное как «обобщение позиции либеральных историков». Хреков озвучил хронику, смонтированную по принципу «в динамике не видно». Кто, где, кого расстреливает, не поймёшь, но так как передача про Ленина, значит, он и есть палач. Об уровне исследования можно судить не только по хронометражу, но и по финальной фразе: «Так почему к Ленину в массах относятся терпимее, чем к Сталину? Потому же, почему в старой шутке хомячка любят, а крысу нет, потому что у крысы пиар плохой».

Эта манера упрощать всё «до мышей» позволяет усомниться в незаменимости на ТВ выпускника Института стран Азии и Африки, профессионального политолога, китаиста Антона Хрекова. Почему бы вместо необаятельного энтэвэшника не поставить в кадр слушательницу каких-нибудь экспресс-курсов телеведущих? Органично перебивать эксперта незамысловатыми глупостями – прерогатива симпатичных дебютанток. Взрослый политолог в этой роли малоубедителен.

Естественно, корпоративный бенефис не мог обойтись без Павла Лобкова, который показал фрагменты старого фильма о закулисье Мавзолея. Отметим, что его метод – придавать своим воззрениям наукообразную форму, безусловно, творчески развивает учение столпов старого НТВ о разрушении мифов. Голенький мертвец, погружённый на глазах у изумлённой публики в специальный химический раствор, одним махом решает задачу, на которую ЦРУ потратило десятилетия. Кроме того, беспардонная наглядность позволяет автору зарекомендовать себя в качестве смелого исследователя и в будущем пробить бюджет на серию научных детективов.

Ещё одна реприза была представлена «голосом» НТВ – Константином Кошкиным, который материализовался в Пока НТВ глумилось над Лениным, в Питере восстановили ему памятник;   ИТАР-ТАССсмокинге и ехидно прочитал сказку из книги «Детские и школьные годы Ильича». Было интересно узнать, что этот пугающий пенсионеров тембр, оказывается, принадлежит человеку, а не синтезирован компьютером.

Ближе к финалу на авансцене появился Борис Корчевников, взявший сколь высокую, столь и фальшивую ноту. И это было странно, ведь Борис кроме журфака МГУ окончил школу-студию МХАТ и вряд ли его учили в университете ложному пафосу, а в театральном – наигрышу. «Конечно, нам нужен Мавзолей, – начал Борис с парадоксального для энтэвэшника заявления, – и вот почему, Ленин один из пророков антихриста, но посмотрите, сейчас, как росток через асфальт, прорастает вера. Благодаря этому человеку мы имеем возможность быть поразительной силы духовной русской нацией. Но (кричит) благодаря тому злу, которое он совершил…»

Ещё были мультики о японских шпионах (без этого жанра парфёновщина может утратить родовые черты); юный метросексуал из пиар-агентства «брендировал» Ленина (даже шутливость тона не смогла скрыть его абсолютную профнепригодность); кто-то из гостей пытался придать разговору обстоятельность (для борьбы с этим злом у энтэвэшников всегда есть штатный модератор).

Поприкалывались, покривлялись, попиарились… и через два дня вернулись к теме в передаче «Честный понедельник». Вопрос участникам дискуссии и зрителям сформулировали так: «Что делать с телом Ленина? Захоронить или оставить в Мавзолее?»

Итак, НТВ решило стрелять по Ленину дуплетом. Более респектабельная программа не стала менять тональность и ракурс, что, безусловно, свидетельствует о продуманности общего энтэвэшного замысла: отметить 140-летие сварой у Мавзолея. Эта уловка по-своему даже изящна и вполне может претендовать на место в музее Манипуляции. Где-то рядом экспозиция, на которой с помощью соединительной гласной «о» вывернули наизнанку мозги миллионам, и те согласились расширить свой лексикон новообразованием «голодомор». А вот стенд к Дню Победы, здесь молодёжь узнает, что советские солдаты ходили в рванье, а фашисты носили форму от Hugo Boss. В залах музея много интересных открытий: атомную бомбу – украли у американцев, побеждали в спорте – благодаря допингу, космическая программа – убивала подопытных животных, Брежнев – наркоман, Ленин – гриб.

Последний тезис напомнил участник «Честного понедельника» Алексей Чадаев. «Политический философ», утомляющий тщетными попытками казаться оригинальным, воспользовался наследием Сергея Курёхина. Придумать самому что-нибудь эдакое не получилось, поэтому выглядел Чадаев бледной поганкой.

Валерия Новодворская могла бы вообще ничего не говорить, потому что она памятник. Но Валерия Ильинична всё-таки высказывалась, увлекая зрителя на такие радикальные высоты, где, кажется, даже заядлый либерал теряет самообладание, начинает хныкать и проситься поскорее на родную землю.

Александр Проханов собственным примером доказал, что, когда находишься во враждебном окружении, действительно необходима мобилизация. Быстрая реакция, афористичность и образность позволили противостоять тем, кого он метко назвал «лениноедами».

Однако самым точным и адекватным условности «Честного понедельника» оказался Владимир Меньшов. Он раскусил мошенничество, как только объявили тему. Владимир Валентинович быстро понял, что главными оппонентами будут не Новодворская или Чадаев, а ведущий. Именно Сергей Минаев вывел гостей на мелкотравчатое поле и предложил самоотверженно биться лбами, пока модератор задаёт ритм. Меньшов единственный, кто отнёсся к ведущему критически, отмечая неуместность большинства вопросов.

И тем не менее энтэвэшники общими усилиями со своей функцией справились. 140-летие Ленина не стало поводом к обсуждению идеи миллиардера Прохорова облегчить процедуру увольнения наёмного работника, без чего модернизация России якобы невозможна.

Вместо разговора о социальной справедливости, буржуазном высокомерии обществу предложили публичный конфликт левых со священниками. Не в этом ли состояла сверхзадача теледейства? Отец Димитрий (Смирнов) оказался в одном лагере с «НТВшниками», отец Андрей (Спиридонов) солидаризировался с Новодворской. Проханов срывался на святого отца, батюшка – на коммуниста. Солидарность, кажущаяся совершенно немыслимой в сочетании с абсолютно необязательным конфликтом, – вот итог юбилейного энтэвэшного проекта.

А ведь разговор мог сложиться иначе, если бы не навязчивая энтэвэшная манерность, всепоглощающий сарказм, нарочитая провокационность формулировок. Спросили бы так: что лучше – идеализация прошлого России или идеализация будущего Америки?


Код для вставки в блог или livejournal.com:

Экран против Ленина

А как ещё мог НТВ отметить 140-летие Ленина? Политика канала в принципе не предполагает возможности серьёзного разговора, а потому неудивительно, что использовали площадки «НТВшников» и «Честного понедельника».

2010-04-28 / Олег ПУХНАВЦЕВ
открыть
КОД ССЫЛКИ:

Обсудить в группе Telegram

Олег Пухнавцев

Родился в Харькове, в 1967 году. Учился на факу... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS