Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 25 сентября 2013 г.
  4. № 38 (6431) (25.09.2013)

Экспедиция «Роснефти» во льдах Арктики

25 сентября 2013
Российское научно-исследовательское судно «Академик Фёдоров»

Границы науки, призванной разгадывать одну за другой тайны природы, необозримы. Но научно-исследовательская экспедиция «Кара – лето 2013», организованная компанией «Роснефть» совместно с Арктическим и антарктическим научно-исследовательским институтом, закончившаяся 16 августа, свою задачу выполнила полностью.

Участники экспедиции вышли в Карское море из Архангельска 12 июля и в течение месяца вели исследования в акватории этого малоизученного полярного моря. Изучались гидрологические и метеорологические условия Карского моря, проводился комплексный анализ ледовой обстановки, мониторинг движения ледников архипелага Новая Земля, тщательно регистрировался дрейф айсбергов и их размеры.

«Роснефть» совместно с американской компанией ExxonMobil планирует, как известно, начать поисково-разведочные работы на Восточно-Приновоземельских лицензионных участках. Но в связи с крайне слабой изученностью Карского моря, славящегося своими жестокими штормами, развёрнуты масштабные исследования, важной частью которых является изучение гидрометеорологических условий, то есть сбор и классификация данных по волнению моря, колебаниям его, течениям, скорости ветра и так далее.

Эти данные нужны для «концептуального проектирования объектов круглогодичной добычи нефти» на всех трёх Восточно-Приновоземельских участках. То есть на основании полученных сведений об обстановке в акватории Карского моря учёные и инженеры спроектируют весь комплекс технических сооружений, необходимых для добычи нефти и её транспортировки на материк: гравитационную платформу, отгрузочный терминал и подводные добычные комплексы.

Нынешняя экспедиция на знаменитом «корабле науки» «Академике Фёдорове» стала третьей по счёту за последние два года. Кроме гидрометеорологических работ были проведены 2D и 3D сейсмические исследования, инженерно-геологические и экологические, геохимические исследования.

В экспедициях принимали участие несколько судов, в том числе атомный ледокол «Ямал». Был задействован целый научный воздушный флот, включая беспилотные аппараты, специальные подводные лодки, велись спутниковые наблюдения. Во всех исследованиях принимали участие ведущие российские и мировые научные и проектные организации.

В результате должны быть созданы подробная и достоверная карта морского дна, сейсмологическая карта, до мелочей изучены «расписание» штормов и маршруты айсбергов и так далее.

Российская и мировая наука получили уникальные данные о природных условиях юго-западной части Карского моря:

– об изменении температуры воздуха, осадках и скорости ветра, особо опасных природных явлениях у побережья архипелага Новая Земля (новоземельская бора – сильный ветер, достигающий 50 м/с и более, дующий с гористого побережья Новой Земли);

– о параметрах волнения моря, морских течений, колебаниях уровня в характерных точках юго-западной части Карского моря, распределении водных масс различного происхождения, изменчивости температуры и солёности воды;

– о размерах и форме опасных ледяных образований, параметрах дрейфа льда и его прочностных свойствах;

– об эволюции фронтальных зон новоземельских ледников, интенсивности образования и распространении айсбергов, их размерах и формах, параметрах движения. Установлено наличие борозд пропахивания дна айсбергами на значительном удалении от побережья Новой Земли;

– о рельефе дна и глубинах моря;

– о прочности и несущей способности морских грунтов, распространения вечной мерзлоты и приповерхностного газа на дне.

Эти уникальные научные данные значительно повысят, кстати, качество прогнозов погоды.

На восточном побережье Новой земли с 90-х годов XX века не велись регулярные метеорологические наблюдения, и вот теперь «Роснефть» совместно с Арктическим и антарктическим научно-исследовательским институтом установили здесь три автономные метеорологические станции, которые передают данные о погодных условиях в Западной части Арктики.

Даже если прогнозы погоды станут более точными, это не смягчит суровый климат акватории Карского моря. А значит, те довольно простые технологии, что применялись в XX веке, уже не годятся. Недаром разведку и добычу углеводородов на арктическом шельфе сравнивают по сложности с запуском человека на Луну. Тут нужно уникальное сверхсложное и сверхнадёжное оборудование. Проектирование и производство всей этой техники XXI века будет осуществляться силами прежде всего российских учёных и инженеров. Из запланированных 500 миллиардов долларов инвестиций в шельфовое оборудование российской промышленности достанется львиная доля – 400 миллиардов. Это очень серьёзные средства, они дадут мощный импульс к развитию отечественной науки и промышленности. «Роснефть» планирует задействовать десятки предприятий только в северных регионах (Архангельская и Мурманская области, Ямало-Ненецкий и Ненецкий автономный округа, Красноярский край) в работах по освоению Арктического шельфа. Это сформирует спрос на продукцию других отраслей промышленности и высококлассную рабочую силу, что придаст импульс для социально-экономического развития не только Северного региона, но и страны в целом.

Уже анонсированы заказы российским производителям на более чем 20 наименований судов и авиатехники, а также на российское нефтепромысловое и буровое оборудование – всего около 30 позиций.

Перед компанией стоят задачи поистине космического масштаба и неудивительно, что к их решению «Роснефть» привлекла ведущие западные корпорации. Партнёрами «Роснефти» по разработке арктических месторождений стали крупнейшие иностранные компании – ExxonMobil, Statoil и Eni. Сотрудничество с иностранными холдингами даёт возможность перенять уникальный опыт реализации технологически сложных проектов и в дальнейшем использовать его в других проектах.

Экспедиции, которые организовывает компания «Роснефть», в полной мере возрождают традиции знаменитых русских и советских исследователей Арктики. Масштаб и глубина исследований дают все основания полагать: будущее российской науки – в надёжных руках!

Тэги: Арктика Роснефть Экспедиция
Обсудить в группе Telegram

Владимир Прохватилов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • На Эльбрус – в честь 200-летия Ф.М.Достоевского

    11.11.2021
  • Кафедра прикладного героизма

    12.10.2021
  • Учреждена премия имени Виталия Маслова

    26.04.2021
  • В библиотечных залах и в отсеках подлодки

    25.01.2021
  • Под парусом в Антарктиду

    09.12.2020
  • Зачем России Арктика

    21 голосов
  • В библиотечных залах и в отсеках подлодки

    18 голосов
  • Кафедра прикладного героизма

    16 голосов
  • Дальневосточная «Звезда»

    13 голосов
  • Под парусом в Антарктиду

    13 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS