Что вы сейчас читаете?
Какую книгу, по вашему мнению, стоило бы переиздать?
1. Сейчас читаю «Дневник» Веры Судейкиной, вышедший в издательстве «Русский путь». Эти записи охватывают период с 1917 по 1919 год, описаны события её жизни в Петрограде, Крыму, Тифлисе. В книге много любопытных сведений о художниках и писателях той поры. Параллельно читаю интересное документальное повествование Виталия Шенталинского «Преступление без наказания», посвящённое трагическим страницам нашей истории.
2. В своё время у Вячеслава Иванова было издательство «Оры» и там были выпущены четыре книги поэзии и прозы символистов: «Лимонарий» Алексея Ремизова, «Тайга» Георгия Чулкова, «Эрос» Вячеслава Иванова и «Снежная маска» Александра Блока. Вот бы сделать репринтное издание этих не только прекрасно написанных, но и великолепно оформленных книжечек!
, почётный член Международного попечительского совета Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы:
1. В данный момент я пишу воспоминания о Барвихинском крае, где я живу с 1927 года. Поэтому приходится читать воспоминания живших здесь людей: великой княгини Марии Павловны, Светланы Аллилуевой, княгини Мещерской, Феликса Юсупова.
2. Мне бы хотелось переиздать мемуары моей матери Маргариты Ивановны Рудомино, основательницы Библиотеки иностранной литературы. Они называются «Книги моей судьбы», выпущены издательством «Прогресс-Плеяда» два года назад, и тираж полностью разошёлся.
, писатель-сатирик:
1. Закончил читать роман молодого американского писателя Джонатана Сафрана Фоера «Жутко громко и запредельно близко». Впечатление ошеломляющей пронзительности. Рискну предположить, что это новое слово в мировой литературе, скажем, как это было с Прустом и Джойсом. В самих же США этот роман издают большими тиражами, заметьте, не для маргинальных читателей, и он имеет блестящие отзывы от известных людей. Великолепен и перевод Василия Арканова.
2. Без СМИ могут жить только отшельники и отморозки. И вот оттуда уже много лет я узнаю, что поголовно вся наша эстрада читает Бердяева. Нет, не со сцены, слава богу, а дома, у камина. Так что призываю ещё больше издавать и переиздавать великого философа. А то ряды эстрадников ширятся, и скоро на всех может не хватить.
, кандидат философских наук, академик Международной академии информатизации:
1. Сейчас знакомлюсь с работами отечественной научной школы синергетики. Читаю монографию Е.Н. Князевой и С.П. Курдюмова «Основание синергетики. Синергетическое мировидение», а также с работой основоположника синергетики немецкого физика-теоретика Германа Хакена «Информация и самоорганизация». Обе работы изданы в серии «Синергетика: от прошлого к будущему».
2. Давно не переиздавалась основополагающая работа грузинского учёного Д.Н. Узнадзе «Психология установки». Все знают теорию Фрейда. Но мало кто знает, что работа Узнадзе является подлинной теорией бессознательного.
Хорошо, что мы свободно можем знакомиться с различными течениями западноевропейской мысли и восточной философии, но мне, как человеку, который долгие годы занимается проблемой идеальности материи, хотелось бы увидеть на книжных прилавках основательную глубокую работу о современном состоянии диалектического материализма. Поскольку именно он составляет самое главное достижение отечественной философии.
, театральный критик, кандидат искусствоведения
1. Моё чтение закономерно распадается на два постоянных потока: чисто литературный и профессиональный, как, наверное, у всех. Когда же они совмещаются и сосуществуют нераздельно, это большая удача.
В журнале «Российский колокол» с интересом дочитываю роман Сергея Есина «Твербуль, или Логово вымысла» о Литературном институте на Тверском бульваре, его неформальной истории, его тенях, незримо здесь присутствующих. Узнаю многое из того, что не знал, и радуюсь, опознавая то, что знал.
Профессор Московской консерватории, лауреат премии Москвы Елена Долинская выпустила важнейший для нас и для неё самой труд «Фортепианный концерт в русской музыке XX столетия», а академик Российской академии художеств, крупнейший эстетик и музыковед Виктор Ванслов – книгу своих воспоминаний и этюдов «Под сенью муз». Обе работы посвящены XX веку, его искусству и художественной жизни. И я поражаюсь тому, с какой заинтересованностью мэтры занимаются современностью. Именно современным материалом, который зачастую считается достоянием – а чаще всего добычей – более лёгких, динамичных жанров (публицистики, критики, периодики). Они ощущают огромную потребность понять этот век во всеоружии профессии, а не с точки зрения летучих суждений.
2. Что бы я переиздал? То, что читается из поколения в поколение, передаётся по эстафете и тем как бы скрепляет духовные мосты. Русские сказки, которые читали прабабушки, потом бабушки, потом мамы и т.д. У меня нет других идей на этот счёт – мне хочется, чтобы дети наши не просто прочитали то, что нам давали в их возрасте, а как бы пережили то же самое: увидели те же самые картинки, на том же самом месте, тот же шрифт, даже почувствовали ту же бумагу.
Я знаю, что нельзя дважды войти… и т.д. Но я верю, что самый момент острого переживания чего-то прекрасного можно сохранить во времени. Скажем, огромным событием полвека назад был выход восьмитомника Уильяма Шекспира, который пока никто не превзошёл. Я бы хотел (только не смейтесь), чтобы переиздали аутентично все восемь суперобложек к этому изданию (с гравюрами Андрея Гончарова), они давно истрепались. Как бы переодеть Билла в новые рубашки.
(Париж):
1. С большим интересом читаю «ЖД» Дмитрия Быкова, отмечая при этом его недостатки. Местами роман сумбурен, по мере чтения интерес то и дело ослабевает – по-моему, книга выиграла бы, если бы автор чуть её сократил. И всё равно впечатление очень хорошее.
2. По счастью, отечество воздало наконец должное, переиздав замечательные книги своих изгнанников: Зайцева, Шмелёва, Ремизова, многих других, не говоря уже о Бунине. Но, по-моему, было бы справедливо переиздать прозу двух очень талантливых литераторов, известных более как художники: Сергея Шаршуна (ни одна из десятка его книг в России никогда не публиковалась) и Юрия Анненкова – романы «Рваная эпопея», «Побег от истории», повесть «Тяжести», рассказы «Домик на 5-й Рождественской», «Сны». Все они – под псевдонимом Темерязев – были опубликованы лишь в эмигрантской периодической печати.
Награда нашла Герра
Давний друг «ЛГ» известный французский славист, историк и коллекционер Ренэ Герра указом президента России награждён орденом Дружбы. Поздравляем!
1. «Этногенез» Л. Гумилёва. Причём ещё печатную копию 79-го года, продававшуюся в то время из-под полы. Одновременно перечитываю Алексея Толстого «Хождение по мукам». К Алексею Толстому я отношусь очень критично – и как к человеку, и как к писателю, но тем не менее книга интересна мне, заставляет думать.
2. На этот вопрос трудно ответить, так как сегодня издаётся практически всё. Мне кажется, незаслуженно попал в список детской литературы «Робинзон Крузо» Даниеля Дефо, которого я собираюсь перечитать в ближайшее время. В отличие от детективов, заполонивших сегодня книжные прилавки, «Робинзон Крузо» очень хорошая книга именно для взрослых.
И ещё, будь моя воля, я издавал бы тематические библиотеки, рассчитанные на определённую аудиторию, – для учителей, юношества и пенсионеров. Серии из 10 или 100 лучших книг века.
, писатель:
1. Обычно я одновременно читаю несколько книг. В последнее время меня увлекает сборник биографий Евгения Гика «Шахматные вундеркинды» издательства «АСТ» 2006 года. Не мной сказано, что «шахматы – это модель человеческой жизни». И интересно узнавать, как развивались и взрослели исключительно талантливые, а иногда и гениальные дети. Книга рассказывает о Капабланке, Каспарове, американце Рашевском, семье Полгар, об их жизни, характерах, взлётах и падениях. Должен сказать, что даже в художественной литературе нечасто встречаются характеры такой силы, как в шахматных книгах Гика.
2. Книги, которые действительно запали мне в душу, всегда со мной. На книжных же развалах сейчас можно найти всё, и в то же время – потонуть в этой продукции. Например, я очень давно не встречал книг Юрия Казакова, великолепного прозаика, мастера языка. Очень жаль.
, заслуженный юрист России, профессор Московского института экономики, политики и права:
1. Сейчас я читаю Мишеля Фуко «Воля к истине», издательство «Касталь», 1996 год. Это философское произведение, очень насыщенное, написанное интересным, густым языком.
2. Пожалуй, очень большое влияние на меня оказала книга «Сборник речей видных российских юристов». Она была издана в 1956 году издательством
«Госюриздат». Сейчас, правда, пытаются издавать отдельные его части. Например, недавно вышли «Речи Плевако» и книга Сергеича «Искусство речи на суде». Но то был роскошный, необычайно интересный сборник, включавший в себя выступления Коробчевского, Урусова, Спасовича.
Ещё в своё время я буквально проглотил книгу Валентина Катаева «Алмазный мой венец». В ней он описывает свои встречи с Буниным и вообще литературную среду тех лет. Замечательное художественное произведение на основе реальных событий. И, кажется, сегодня оно незаслуженно забыто.
, адвокат, заслуженный работник Прокуратуры РФ:
1. Сейчас я читаю очень странную книгу: Юрий Мухин «Убийство Сталина и Берия». Полная чушь, но я решил дойти до конца. У автора более чем неожиданный взгляд на те события, но тем не менее произведение достаточно информативно.
2. Я довольно долго искал «Житие протопопа Аввакума». И нашёл эту книгу лишь в букинистическом магазине, издание аж 1954 года. Хотя она и издавалась в 2002-м, но очень маленьким тиражом. Аввакум пишет великолепным, вовсе не церковным языком. Описывает Москву того времени, заставляет по-иному взглянуть на нашу историю, и я бы даже в чём-то сравнил его с Гиляровским.
, историк, ведущий передачи «Кто мы?» на телеканале «Культура»:
1. У меня на столе обычно громоздится много книг. Вот, например, замечательные мемуары: Евгения Герцык «Лики и образы», издательство «Молодая гвардия», 2007 год. Воспоминания относятся к Серебряному веку и помогают понять, какой мрак был в душе у людей того времени. Проблемы у нас сегодня те же, так что нам это близко.
Или Юрий Пивоваров «Полная гибель всерьёз», Москва, 2004 год. На фоне нынешней трескотни и словоблудия очень серьёзный взгляд на наше Отечество. Пивоваров показывает необходимость создания новой русской истории, так как тот подход к исторической науке, которым мы пользуемся сейчас, нас дезориентирует.
Из художественной литературы у меня со стола не уходит Чехов, меняются только тома. А что ещё читать в эпоху безвременья, как не Чехова?
2. На этот вопрос при всём желании я не знаю, как ответить. Сейчас есть всё, и даже больше, чем нужно. Перед нами выложены все мысли, все концепции, все идеи. Всё перепробовано. Осталось изучить себя. А для этого хорошо бы взять в руки книги Александра Михайловича Панченко, он, слава богу, благополучно издаётся.
, народный артист России:
1. Сейчас на столике лежит подаренный мне «Театр Сулержицкого» ушедшей от нас Елены Ивановны Поляковой. Или вот – Инна Соловьёва «Художественный театр. Жизнь и приключения идеи». Тоже интересная, увлекательная книга.
Недавно мне в руки попали два тома Ариадны Тырковой-Вильямс «Жизнь Пушкина», издательство «Молодая гвардия». Нашёл для себя достаточно толковые и свежие мысли о поэте.
2. Сейчас издаётся много книг, и это радует. И хорошо бы появлялись почаще воспоминания наших выдающихся деятелей, исследования их жизни. Например, несколько подзабытый Леонид Петрович Гроссман «Записки д`Аршиака» и его книги о Пушкине, достойные внимания издателей. Да и Павел Александрович Марков заслуживает того, чтобы присутствовать на книжных прилавках.
, ректор Московского нового юридического института:
1. Сейчас читаю Переса-Реверте «Королева юга», издательство «ЭКСМО», 2006 год. И хотя я в силу своей профессии не люблю, когда в книгах слишком много о наркотиках и наркоманах, а предпочитаю, скорее, читать про хороших полицейских, меня эта книга захватила. Написано очень увлекательно, хорошим живым языком.
И только-только закончил «Александра II» Эдварда Радзинского.
2. На такой вопрос ответить непросто. За всю жизнь было перечитано множество книг, но всё же наибольший след оставили те, что были прочитаны в юношеские годы. И в основном вспоминаются англо-американские писатели: Вальтер Скотт, Майн Рид и так далее. Хорошо бы издавать их в полной мере именно для подростков, юношества.
, критик, публицист:
1. Я больше пишу, чем читаю. Но для своей работы привлекаю много литературы. И сейчас, как ни странно, у меня на столе лежит Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита», издательство «Художественная литература», 1982 год. Это произведение я перечитываю регулярно.
2. У нас довольно много писателей, работавших в советские времена, были забыты сразу после смерти. Майя Сырова, писавшая чудесные прозрачные детские вещи. Или Ирина Корженевская. Её последняя работа о Гражданской войне, как мне кажется, так и не издана. И таких исчезнувших талантов, которые канули в небытие, словно камушек в воду, можно вспомнить очень много. Даже довольно известные авторы, как, например, Алесь Адамович, считаются сегодня устаревшими и, к сожалению, не интересны издателям.
, народный артист России:
1. На моём столе – четыре тома собрания сочинений Сигизмунда Кржижановского, роскошно, с подробными комментариями выпущенного питерским издательством «Симпозиум». Архив хорошего и очень московского писателя, не уехавшего из столицы в годы войны, бережно сохранила его вдова, мой педагог по студии художественного слова Московского городского Дворца пионеров Анна Гавриловна Бовшек.
2. К сожалению, до сих пор не увидел свет, говорят, из-за внутриредакционных проблем, пятый, заключительный, том собрания сочинений Кржижановского. А хотелось бы его прочесть. Думаю, не мне одному.
– Чаще всего приходится читать сценарии. Ничего не поделаешь – специфика профессии. А в последнее время на книги времени вообще не остаётся – круглыми сутками пропадаю на съёмочной площадке. Иногда только удаётся открыть любимого Бунина: «Тёмные аллеи» можно всю жизнь перечитывать. Очень люблю Нину Берберову. Её издавали в начале 90-х и с тех пор, кажется, не переиздавали. Во всяком случае, я уже довольно долгое время не могу найти её книг даже в очень солидных московских магазинах.
, драматург:
– Как ни странно, но самое сильное впечатление за последнее время на меня произвели сетевые дневники пользователей Интернета, изданные «Центрполиграфом». А что касается переизданий, то не могу сказать, что сегодня на полках книжных магазинов нет чего-то важного. По-моему, там есть всё!
, художник по костюмам:
– Читаю сейчас только что изданную переписку Марины Цветаевой и Сергея Эфрона и радуюсь, что её наконец издали. Вообще сейчас в книжном магазине я могу восполнить все «недоданности» советского времени, были бы деньги и время, чтобы всё это купить и прочесть. Жаль только, что специальной литературы мало, например по истории костюма. Иностранную литературу ещё можно привезти из-за границы, хотя далеко не у каждого есть такая возможность. Но где достать книги наших замечательных авторов? Например, «Технологию театрального костюма» Екатерины Градовой, по которой работают все профессионалы, передавая книжку из рук в руки как величайший раритет. В последний раз эта книга издавалась в 1983–1984 годах и с тех пор как в воду канула.
, композитор:
– С огромным удовольствием читаю книгу «Русские поэты для детей и взрослых», выпущенную издательством «Август». Замечательная книга, яркая, красочная. И поэты выбраны прекрасно: Эренбург, Цветаева, Гумилёв, Багрицкий, Ахматова, Хармс, Блок, Лермонтов, Ломоносов, Набоков… Замечательная книга для семейного чтения. Мне её подарил мой большой друг сценарист и режиссёр Александр Коняшов, с которым мы делали передачу «Дог-шоу».
Мне многие детские книги советских времён хотелось бы видеть переизданными, но первой назвал бы сборник сказок «Гора самоцветов». Когда наш замечательный режиссёр Александр Татарский задумывал цикл мультфильмов по вошедшим в него сказкам, в магазинах мы его найти не смогли. Повезло, что эта книжка, изданная ещё в начале 70-х, оказалась у меня в домашней библиотеке. Хороших детских книг современных авторов сейчас немало, но многое из того, что было издано 30-40 лет назад, достойно переиздания.
, художественный руководитель и главный режиссёр театра «Школа современной пьесы»:
– К большому сожалению, читать приходится чаще для дела, чем для удовольствия. Сейчас это последний роман Людмилы Улицкой «Даниэль Штайн, переводчик». Думаю, соотношу, делаю выписки – в общем, обдумываю предстоящую работу. Основной круг чтения – драматургия. За последние несколько дней это были «Славный вечерок» Михаила Мамонтова, «Будьте современны» Леонида Лавровского, кстати, внука легендарного балетмейстера Большого театра, «Большой круг Галилея» Жанны Тавлиной. Я читаю примерно одну пьесу в день, но, видимо, драматурги пишут их гораздо быстрее, чем я читаю. Подоконник у моего письменного стола всегда завален, и каждый раз, когда я надеюсь, что эта гора вот-вот рассосётся, она вдруг каким-то непостижимым образом снова вырастает.
Хорошо, если раз в две недели, а чаще – в месяц я могу себе позволить залезть в любимый книжный шкаф и вынуть книгу, что называется, для себя. Три полки – самые дорогие – это Симонов, Окуджава, Володин, Айтматов… На многих – дарственные надписи авторов. И есть заветная полка, где в основном собрана поэзия. И когда выпадает такой счастливый день, я вынимаю Пушкина. Или Бродского. Или Пастернака...
В книжных магазинах мировая литература, к счастью, представлена потрясающе. То, за чем мы гонялись в молодости – Бёлль, Фолкнер, Сэлинджер, Хемингуэй, – теперь можно найти в любом хорошем книжном магазине. А вот что меня огорчает, так это отсутствие профессиональной литературы. Книги проходят ограниченным тиражом и исчезают. Например, в издательстве ГИТИСа несколько лет назад вышла книга великого педагога и режиссёра М.М. Буткевича «К игровому театру». Разлетелась в момент. Сейчас не достать. Как и книгу Марии Осиповны Кнебель «Вся жизнь».
Но самое досадное – это полное отсутствие на полках книжных магазинов работ Анатолия Васильева, величайшего из наших режиссёров. На Западе его книги издаются регулярно и большими тиражами – и курсы лекций, и теоретические работы, и режиссёрские разработки. А у нас всего лишь вышла недавно книга Полины Богдановой о нём. И всё. Книга эта сама по себе неплоха, но это Богданова, а не сам Васильев. Мне кажется, что уважающие себя издательства должны просто броситься к нему с предложениями. То, что создал Васильев, – достояние мировой культуры, а у нас, когда заходишь в книжный магазин, возникает впечатление, что его вовсе не существует.
, режиссёр:
– Сейчас перечитываю рассказы Пелевина. Перед этим был Аксёнов. К этим авторам можно возвращаться снова и снова. Книгу сейчас, наверное, любую можно найти. Но вот что меня искренне огорчает – становится всё меньше книг с иллюстрациями. Самое сильное впечатление за всю мою жизнь произвёл том Гоголя невероятных размеров и с невероятными иллюстрациями. Это были «Вечера на хуторе близ Диканьки». Книгу просто физически было приятно держать в руках. Это было очень давно, и я сейчас не помню, кем она была издана. Но иллюстрации помню до сих пор. Мне всегда становится очень грустно, когда хорошая книга издаётся серо и скучно. Особенно если она рассчитана на детей и подростков. Ведь не секрет, что ребёнок, открывая книгу, сначала рассматривает картинки. Вспомните кэрролловскую Алису! И вот яркие, динамичные иллюстрации могут пробудить интерес к книге, а ровные, скучные на взгляд страницы, наоборот, отбить всякое желание читать. Книга должна привлекать читателя, а не отталкивать. Издатели об этом очень часто забывают. А жаль!
, художник, сценограф, режиссёр:
– Читаю дневники Андрея Платонова, изданные ИМЛИ. Я недавно выпустил спектакль по его рассказу «Корова», но пока шла работа, дневников достать не успел. Вот сейчас навёрстываю. А кроме этого, на тумбочке у кровати лежит достаточно внушительная стопка книг, каждая из которых находится на своей стадии чтения: В. Розанов, «Толстой и Достоевский об искусстве», «Нефритовые чётки» Акунина, Есенин, двухтомник Лопе де Веги, пьесы Торнтона Уайлдера, «Беседы со Шнитке», роман Улицкой «Даниэль Штайн, переводчик», Даниил Хармс, книга С. Волкова «Шостакович и Сталин», книга Светланы Алексиевич «Чернобыльская молитва», которую она мне недавно подарила, очередной сборник театроведа Ирины Уваровой «Театр художника», который она издаёт при поддержке СТД, Григорьев, «Прогулки в прошлое. Петербург 10-х годов» – уникальные фотографии, запечатлевшие ушедшую эпоху.
Вообще я потрясён количеством книг. Попадаю в книжный магазин и не могу из него уйти. Впрочем, то, что производило впечатление в молодости, я тут не ищу: все эти книги есть в домашней библиотеке. Так что о необходимости переиздания старых книг мне говорить сложно. Если нужно быстро выбрать хорошую книгу в подарок, это без проблем. Но вот когда я ищу литературу о художниках, это изобилие оказывается мнимым. Вот недавно мне для работы потребовалась книга о классике сюрреализма Рене Магритте, но в магазине «Москва» я её не нашёл и даже заказать не смог – книга издана за границей. А этого в большом магазине столичного города быть не может. Хотя в принципе надо радоваться тому, что есть.