Кто снимет со скалы беспечного туриста
Летевшую по федеральной трассе «Енисей» казённую «Волгу» главы Ермаковского района Бориса Ситникова остановили, чуть ли не бросившись под колёса, две бойкие дамочки, отягощённые рюкзаками.
– Откуда будете, горе вы моё? – выходя из машины, чтобы погрузить «нехилую» их поклажу, поинтересовался чиновник.
– Из Питера. Едем вот на Спящие Саяны взглянуть…
– А мужчины ваши где?
– Едут, едут, – поправляя совершенно непригодные для вылазок в горы короткие топики, ответили гостьи.
НОВИЧКИ НА ГОРНОЙ ТРОПЕ
Главу района больше всего поразила даже не эта нелепая для тайги амуниция, а то, что «новые амазонки» отважились добираться до ближайшей турбазы автостопом. Ситников покачал головой: кого только не увидишь на здешних тропах…
В Западные Саяны, ставшие сибирской Меккой экстремального туризма, действительно устремляются люди самых разных возрастов и степени подготовленности со всех концов нашей страны. По оценкам специалистов – до 80 тысяч человек в год. Больше половины – туристы самодеятельные, не способные в массе своей выдержать испытания трудных маршрутов, имеющих, как правило, категорию повышенной сложности.
Район чрезвычайно популярен в силу естественных причин – многочисленных озёр, водопадов, острых вершин и вертикально уходящих стен. Перепад высот зачастую достигает пятисот и более метров. Особенно тяжело даются новичкам предгорья. Заросшие травой и забитые землёй известняковые и сланцевые расщелины обманчивы, того и гляди провалишься при восхождении или последующем спуске.
Увы, нередко географию туристов, посетивших природный парк «Ергаки», приходится изучать и по тем фактам, которые фигурируют в сводках чрезвычайных происшествий.
– Четыре года назад у нас погибла девушка из Польши, немного погодя – гражданка Словакии, – сожалеет Ситников, подчёркивая, каким непростым оказывается знакомство с девственным уголком сибирской тайги, где «нога человека хоть и ступала, но ещё не успела навредить».
Два года назад местные власти решили печальную статистику укротить. На Буйбинском перевале, рядом с 605-м километром федеральной трассы Красноярск–Кызыл–Госграница, появилось поисково-спасательное отделение краевого государственного учреждения «Спасатель». Набирали в него только тех жителей Ермаковского района, кто имел боевой опыт в горных районах Афганистана и Чечни и смог пройти непростое психологическое тестирование. Сейчас в отделении трудятся 13 отважных спасателей, готовых по первому зову выдвинуться в горы на помощь терпящим бедствие.
– Основной задачей нашего подразделения, – рассказывает директор «Спасателя» Александр Кобец, – является оперативное реагирование на происшествия природно-техногенного характера в парке «Ергаки», различные ЧП на маршрутах, а также обеспечение безопасности и охраны туристов. Дежурим круглосуточно и с момента создания службы сберегли жизни свыше 100 человек. Но, к сожалению, сейчас, когда поток туристов резко увеличился, поисково-спасательных сил стало катастрофически не хватать.
Принятая концепция развития природного парка предусматривает возведение к 2010 году дополнительных объектов инфраструктуры. По оценкам специалистов Восточно-Сибирского института туризма, «Ергаки» будут посещать ежегодно не менее 340 тысяч человек. То есть в будущем нагрузка на поисковиков будет только возрастать.
Способны ли они выдержать эту стихийную атаку туристов, влюблённых в пик Звёздный или же в вершину, ласково именуемую Тушканчик? Счётная палата Законодательного собрания Красноярского края, которая не так давно инспектировала финансово-хозяйственную деятельность КГУ «Спасатель», на данный вопрос ответила отрицательно. Аудиторы констатировали недостаточную обеспеченность спасателей материально-техническими средствами. Недокомплект транспорта и снаряжения – примерно две трети от норматива. На всё поисковое отделение только четыре единицы техники и столько же горноспасательных костюмов.
На этом бледном фоне появление квадроцикла, выделенного Фондом дикой природы в распоряжение администрации природного парка, вызывает у спасателей едва ли не чёрную зависть. Техника – на грани фантастики! Быстро приходит на помощь даже в безнадёжных, казалось бы, случаях, когда нужно преодолевать заболоченные низины. Но «чудо прогресса» находится в собственности работников дирекции особо охраняемых природных территорий и к спасению людей может привлекаться только в исключительных случаях.
ЗАКОН ШАГАЕТ ПОЗАДИ
Разумеется, многое в силу специфики просто не подлежало проверке аудиторов. Не могло у них родиться и частное определение, и вытекающий из него как следствие вывод, что вопросы безопасности туризма нужно решать в комплексе, в тесном взаимодействии с законодателями.
Что толку надеяться на бюджет, усиливая службы ГО и ЧС, если даже проводники групп не обеспечиваются средствами персонального поиска и спасения? Многие тропы совсем не оборудованы промежуточными пунктами контроля и оказания медицинской помощи. Стремительно растёт количество фирм и фирмочек, предлагающих сомнительно дешёвый туристический продукт и даже не информирующих своих клиентов о возможных трудностях. Выводя людей на маршрут, организаторы совершают грубейшие отступления от норм техники безопасности, не считая нужным регистрироваться у спасателей до и после похода.
– Невыполнение этих элементарных требований, – считает руководитель «Спасателя», – зачастую ведёт к трагедиям. А всё потому, что туристы не получают соответствующий инструктаж, да и специальные службы не владеют информацией о времени выхода на маршрут. Когда случается беда, очень сложно организовать поисково-спасательные работы, своевременно оказать нужную помощь.
Одним словом, пора бить в набат. Создавать правовое поле, каждый шаг за пределы которого со стороны организаторов туристической деятельности будет не только виден, но и наказуем. Сегодня риск никак не застрахован, расходы на поиск и спасение терпящих бедствие – проблема спасателей, а туристический бизнес вроде как и ни при чём.
…Знатоки утверждают, что современное название природного парка «Ергаки» переводится с тюркского как «пальцы». Горные вершины в большинстве своём действительно очень похожи на растопыренную ладонь. В случае необходимости концентрации сил она, как известно, не лучший выход. Кажется, сама величественная природа Сибири подсказывает человеку комплексный, собранный в кулак характер действий.
, КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ