Накануне выпускных экзаменов Закон «Об образовании» может претерпеть существенные изменения. В Государственную Думу поступили поправки, разработанные депутатом от фракции «Единая Россия» Ириной Яровой.
Нет, ЕГЭ не отменяется, и знания выпускников по гуманитарным предметам по-прежнему будут проверяться через тесты. Однако авторов нашей газеты – писателей, литературоведов, учителей и преподавателей вузов, деятелей культуры – можно поздравить. Их наконец услышали. Десятки опубликованных в «ЛГ» за годы эксперимента с ЕГЭ статей заставили законодателей усомниться в идеальности тестирования, и литература, оказавшаяся на обочине образовательного процесса, возможно, вернёт утраченные позиции. Поправки предполагают введение в десятом классе со следующего года обязательных промежуточных устных экзаменов по истории России и литературе.
Подобный выход предлагали два года назад и участники Всероссийского форума словесников («И тесты – зло, и сочинение не благо», «ЛГ», ‹ 45; «И всё-таки сочинение?», «ЛГ», ‹ 46, 2007 г.). Тогда, после двух дней горячих споров и переговоров с отстаивающим тесты Минобразования, они выработали следующий сценарий. Во-первых, экзамен по литературе для получения аттестата становится обязательным. Во-вторых, чтобы сохранить детище министерства – ЕГЭ, – он разделяется на два уровня: базовый (завершающий школьное образование) и профильный (позволяющий желающим продолжить литературное образование в вузах). На базовом уровне испытание проводится силами школы в выбранной учеником форме: либо в виде сочинения, либо устно, либо через защиту исследовательских работ и проектов. На профильном – идёт в формате ЕГЭ (с независимой экспертной оценкой и засчитыванием результатов при поступлении в вуз), но без тестов, только с заданиями типа С, то есть с несколькими маленькими или одной большой письменной работой.
Два года назад предложения словесников отвергли. Теперь вот к педагогам присоединилась и депутат Яровая. Конечно, логичнее было бы проверять знания не в десятом классе, как следует из её поправок, а в ходе выпускных экзаменов. Но и в таком виде, если поправки будут приняты, это будет всё же победой здравого смысла. Ведь в нынешнем виде, когда знания по великой русской литературе и истории Отечества для получения аттестата зрелости не обязательны, школа вольно или невольно готовит не граждан России, а граждан мира. Незрелых граждан, для которых наши исторические культурные коды – ребус посложнее тестов ЕГЭ.