Канал «Россия» показал «Елену» Андрея Звягинцева. Просмотру сопутствовало предубеждение, сформированное анонсами, предыдущей картиной режиссёра – манерным, пустопорожним «Изгнанием», критикой в СМИ, интернетовскими обвинениями в русофобии.
Сразу возник вопрос: в какой степени можно назвать проявлением русофобии «Вассу Железнову», написанную сто лет назад? Беспросветная жизнь и брезжущая на горизонте Революция. В «Елене» та же беспросветность и надвигающийся Апокалипсис. И Елена, и Васса пытаются спасти семью, обе тотально греховны (какой грех страшнее – убийство или доведение до самоубийства, вопрос спорный).
Аналогии можно проводить бесконечно. Пощёчины капитализму (вековой давности и нынешняя) равнозначно увесисты, а то, что телепремьера «Елены» приурочена к 7 ноября, радует особенно. Да, либералы увидят в обоих произведениях единственно доступную им правду – завоевание кухаркиными детьми обжитых капиталистами уютных территорий. Но это их право на слепоту.
Конечно, полагать, что Звягинцев ставит политический диагноз сегодняшнему дню, было бы наивно. Социальный подтекст является, по сути, «сопутствующим товаром», режиссёр даёт нравственную, христианскую оценку времени. Он жесток, намеренно заостряет, следит за событиями отстранённо. Но он отнюдь не любуется холодными пространствами евроинтерьеров, лишённых признаков жизни и традиции. Он погружает зрителя в этот бездушный мир, который втягивает в себя всё и всех: гуманистические идеи, религии, классы, слои и каждого отдельно взятого человека. Втягивает и обесценивает.
Звягинцева обвиняют в том, что он следует абстрактной европейской традиции, старается вписаться в формат зарубежных фестивалей. Возможно, это обвинение обоснованно применительно к «Изгнанию», но «Елена» имеет чёткую апелляцию к отечественной традиции, пусть и не утвердившуюся в эпоху торжества советского кино. В связи с «Еленой» хочется вспомнить «Время желаний» Юлия Райзмана и вообще художественный метод этого выдающегося советского режиссёра. Он тоже наблюдал за происходящим как будто со стороны, однако именно эта манера позволила зафиксировать современность наиболее точно. И ещё заглянуть в будущее.