Ещё совсем недавно в споре сторонников и противников диджитализации в сфере образования и культуры самой аргументированной казалась точка зрения консерваторов, призывающих отбросить смартфоны и идти в музеи, на концерты и встречаться с друзьями лично, а не в чате. Но с наступлением пандемии и повсеместной изоляции стало ясно, что слово «цифровизация» применимо и к культуре. О переходе музеев в онлайн-формат, VR-экспериментах культурных институций мы говорим с министром культуры Московской области Еленой Харламовой (на фото).
– Елена Михайловна, вы были назначены на должность министра около полутора лет назад, незадолго до начала пандемии, когда концертные залы, выставки, музеи пришлось закрыть и перевести в онлайн. Как удалось справиться с ситуацией?
– Понятно, что никакого опыта мы не имели. Пробовали один формат, другой и то, что оказывалось интересно жителям и гостям области, фиксировали и оставили себе на вооружение вне зависимости от того, продлится ещё пандемия или нет. Мы, наверное, самые первые в начале пандемии быстро всё закрыли, а потом так же быстро, убедившись, что нет новых вспышек заболевания, начали всё восстанавливать. Так, уже 31 июля в Клину при поддержке федерального Министерства культуры открылся VI Международный фестиваль искусств имени П.И. Чайковского, все концерты которого прошли в формате open air.
Сфера культуры, безусловно, связана с живым общением. Ничто не заменит зрителя в зале, его реакции. Но, увы, в пандемию заполняемость залов в Московской области не могла быть больше 50%, а в Москве и вообще 25%. А ведь наш Губернский театр, например, территориально находится в столице.
Хочу поблагодарить Сергея Безрукова, Нонну Гришаеву, Максима Исааковича Дунаевского – руководителей наших государственных театров, которые в сложных условиях успешно переформатировали театры и филармонию в онлайн-режим. Московский губернский театр за время пандемии подготовил четыре премьеры, а премьеру спектакля «Дядя Ваня», где режиссёром и исполнителем главной роли стал Сергей Безруков, показал одновременно в двух форматах – офлайн, на сцене, и онлайн на сайте театра. Правда, чтобы «посетить» премьеру, не выходя из дома, нужно было приобрести специальный PIN-код. В зале около 800 мест – 25% зрителей смотрели его офлайн, более двух тысяч человек из разных регионов России, а также из США, Канады, Чехии, Германии, Испании и других стран заплатили за трансляцию по 500 рублей и наслаждались действием онлайн. Театр даже заработал, хотя совсем не ожидал этого. Думаю, будем использовать такой формат и в будущем.
Что касается киносферы, то Московская область, наверное, единственный регион, где кинопоказы продолжались. Переговорили с главами районов, где есть большие парковки у торговых центров, в парках или на центральных площадях, и открыли кинопаркинги. Понятно, что мы не показывали новинки, потому что их просто не было, показывали классику, нашу и зарубежную, или те фильмы, которые только что вышли из проката. Зрителям, особенно молодёжи, как мне кажется, было важно не кино посмотреть – они и дома могут его посмотреть, – а ощущение единения. Поэтому некоторые из 24 площадок до сих пор работают. Хочу сказать, что люди намного интеллигентнее и умнее, чем иногда пишут в жёлтых СМИ, – никто не распивал спиртные напитки, не мусорил, не нарушал правила дистанцирования. Всего в рамках «Кинопаркинга» на 24 площадках кино посмотрели 11 тыс. автозрителей.
– То есть можно сказать, что, когда пандемия сойдёт на нет, какие-то наработанные форматы и приёмы можно будет сохранить и для расширения аудитории, и для удобства людей?
– Однозначно. Поскольку мы цифровой регион и везде есть интернет, мы организовали работу домов культуры дистанционно. Это испытание они прошли успешно, и теперь благодаря этому опыту мы пошли дальше: наши волонтёры опросили людей в сёлах и деревнях, где нет домов культуры или до них далеко доехать, кто и чем хочет заниматься. Оказалось, что запрос на занятия в онлайн-кружках остаётся. И сегодня на базе центральных домов культуры мы запустили онлайн-кулинарные мастер-классы, курсы по хореографии, музыке, вокалу, которые прекрасно работают даже тогда, когда дома культуры открыты.
Безусловно, оставим в своём арсенале и онлайн-экскурсии. За время пандемии онлайн-мероприятия музеев набрали более 11 млн просмотров. Было очень большое количество экскурсий, на которые ты не попадёшь в обычной жизни, если живёшь где-нибудь в Екатеринбурге, Перми или Владивостоке. Это и онлайн-путешествие из музея А.С. Пушкина в Больших Вязёмах в усадьбу Захарово или онлайн-экскурсия в фондохранилище музея «Новый Иерусалим».
Всего в условиях ограничительных мер наши театры и концертные организации «посетили» 5 млн зрителей. Всего за 2020 год цифровым контентом наших библиотек воспользовались более 6 млн пользователей.
– В этом году исполняется 200 лет со дня рождения Фёдора Михайловича Достоевского. Будем надеяться, что эпидемиологическая ситуация позволит провести празднование офлайн. Как планируете отмечать эту дату?
– Подмосковье сыграло в жизни великого писателя особую роль. Здесь прошли его детские годы, которые потом нашли своё отражение во многих его произведениях: «Мужик Марей», «Бедные люди», «Преступление и наказание», «Бесы», «Идиот», «Братья Карамазовы»…
В год 200-летия Фёдора Михайловича Достоевского мы хотим восстановить всё, что связано с его именем. Поэтому мы восстанавливаем флигель, готовим экспозицию, расширяем дорогу, хотим попытаться разобраться с захоронениями Достоевских, чтобы перезахоронить родителей писателя вместе. Самое главное, при этом максимально учесть интересы местного населения и экспертные мнения достоевсковедов, сохранить исторический ландшафт и установленные охранные зоны.
– Как главный редактор «Литературной газеты» не могу не спросить о том, как живётся писателям в Подмосковье, любят ли их, часто ли приглашают в библиотеки, происходит ли смычка между огромной культурной аудиторией Подмосковья и писателями?
– У нас очень большая библиотечная сеть – 951 библиотека. Не буду фантазировать и говорить, что у нас всё идеально. Есть библиотеки, в которые мало людей ходит, а есть те, где коллектив не впадает в уныние из-за конкуренции с интернетом, а пытается найти и внедрить новые формы. Приходя в библиотеку на какую-то интересную лекцию или на урок иностранного языка, находясь среди книг, ты рано или поздно начинаешь ими пользоваться, читать. Музеисклады и библиотеки-склады давно уже ушли на второй план. Их сотрудники перестали быть этакими назидателями («Тише!», «Не трогай!» и так далее), они с тобой в диалоге, в партнёрстве, они тебе ничего не навязывают, они только показывают тебе возможности, а ты сам уже вправе принять какое-то решение или нет.
Очень много сейчас работаем в Мелихове, где в Музее-заповеднике А.П. Чехова есть свой театр. Музей, например, в прошлом году получил грант Президента РФ для реализации проекта молодыми авторами. С прошлого года приглашаем туда молодых драматургов поработать месяц в усадьбе с текстами, рукописями Чехова и написать свою пьесу. Условно десять удачных пьес рассылаем в театры России – вдруг кому-то захочется поставить новое прочтение Чехова, – а лучшую, по нашему мнению, пьесу зрители могут увидеть на фестивале «Мелиховская весна».
С писателями в библиотеках тоже, конечно, постоянно встречаемся. Кстати, я бы очень хотела пригласить вас, Максим, для встречи с нашими читателями в Губернскую библиотеку, чтобы вы рассказали о своей книге «Концертмейстер», которая получила премию «Книга года». И, может быть, вместе поищем какой-то новый формат работы с молодёжью. Я сама мама 21-летнего сына, и я понимаю, что человек ко многому приходит только с возрастом, и тем не менее нужно с ним разговаривать, дискуссировать, показывать ему какие-то новые возможности и пространства.
– Вот как раз хотел бы эту тему немного развить. Проблемы с молодёжью были во все времена. Старшему поколению всегда казалось, что молодёжь не такая, что она занимается совершенно не тем. Понятно, что, как вы справедливо сказали, с возрастом всё это проходит, но сейчас есть достаточно серьёзная, как мне кажется, опасность (это вопрос даже скорее не как министру, а просто как человеку, который заботится о будущем страны), серьёзный враг всех наших инициатив – это диджитал. Очень часто у подростков появляется некая иллюзия, что фундаментальная культура устарела, что будущее за блогерами. Они успешны и получают много денег (и такая позиция, кстати, всячески навязывается и взрослыми). Зачем учиться? Будешь на «Ютьюбе» ролики записывать и тоже станешь успешным человеком. Объяснять, что миллионы тех, кто записывал, ничего не добились, бесполезно. Как вот с этим тут бороться? Как сделать нашу величайшую культуру модной для молодёжи?
– Мне кажется, что однозначного решения здесь нет. Где-то надо действовать хитростью, где-то «тактическими манёврами». Вот говоришь своему ребёнку: «Мне не с кем пойти в театр, мог бы ты меня сопроводить?» А потом он обязательно пойдёт в театр самостоятельно. И будет ходить часто, да ещё и друзей пригласит.
Мне кажется, оттаскивать детей от интернета не надо. Просто надо погружать туда интересный контент, чтобы он был хорошо снят, чтобы история была интересно рассказана. Ведь мы, взрослые, иногда умудряемся подать всё так, что ничего не понятно.
– Здесь, конечно, важен момент подготовки и учителей, и работников культуры. Раньше, вы помните, библиотекарь – это был человек, которому посетитель скорее мешал.
– В прошлом году мы взяли 15 библиотек, в этом добавили ещё 15 пилотных, где не только меняем контент библиотек, но и меняем сознание самих библиотекарей. Удлинили им время работы – до 21.00, чтобы молодёжи было удобно прийти туда вечером после учёбы. Предложили возрастным нашим библиотекарям: «Не можете работать до девяти? У вас там внуки, дела какие-то? Дайте нам это время, мы пригласим студентов старших курсов или тех, кто только окончил вуз, на подработку. Пусть они с 18 до 21 будут библиотекарями». Они ведь совершенно на другом языке разговаривают. Мы даже обсуждали создание компьютерных игр на базе книг. А для того чтобы сделать игру по книге Конан Дойла, например, ты же должен как минимум сначала прочитать эту книгу, чтобы понять, возможна ли вообще по ней игра.
Проект – «Библиотека – современное общественное пространство» – «заточен» именно на молодёжь. Для этого были скорректированы часы работы, обновилось пространство, интерьеры, техническое оснащение, были созданы специальные молодёжные зоны для учёбы, совместных встреч, игр. Появились и необходимые вещи с точки зрения современного комфорта: велопарковки, зарядки для гаджетов, кофе, а также оборудование для фото- и видеосъёмки, 3D-моделирования, аудиозаписи. Но ключевое внимание было уделено событийному наполнению, разработке новых проектов и мероприятий, ориентированных на молодёжь: «квартирники», «квизы», литературные стендапы и лекции по самым актуальным для молодых людей вопросам. Библиотека стала для них местом отдыха и учёбы, коворкинга и самореализации.
– 2021-й – год 80-летия Битвы под Москвой. Какие мероприятия планируются? И что для вас образ Зои Космодемьянской, которой посвящён современный музей в Петрищеве, открытый в 2020 году?
– Вы правы, этот год очень важен для всех нас. Маршал Г.К. Жуков во всех своих интервью на вопрос, что вам больше всего запомнилось из Великой Отечественной войны, отвечал – битва за Москву. Самое тяжёлое, самое кровопролитное время. Маршал рассказывал, что в сорок первом фронт был настолько близко, что от Кремля до штаба армии он доезжал за час. «Бои шли в местах, где современные мальчишки и девчонки сегодня катаются на лыжах и на коньках». Жизнь продолжается... Мы планируем провести ряд мероприятий, посвящённых Битве под Москвой и 80-летию подвига Зои Космодемьянской.
Что касается Зои, для себя я определяю её как собирательный образ девушки, женщины на войне. Её подвиг уже в том, что она вытерпела все пытки и издевательства и не встала на колени. Читала, когда готовила материалы для музея, что кто-то из девочек, которые были с ней в отряде, говорил, что их миссия заключалась не в том, чтобы они взрывали железнодорожные пути и поджигали дома, а в том, чтобы, когда наши мальчики шли на восток, они, девочки, шли на запад. Тем самым показывая, что нельзя отступать.
Открытый в 2020 году музей «Зоя» посвящён памяти Зои Космодемьянской, всему её поколению и контрнаступлению советских войск под Москвой, а также нашему настоящему и будущему. Современный музей, который «говорит» с посетителем как с партнёром, не забывает прошлое, живёт настоящим и думает о будущем. Мы очень надеемся, что он станет площадкой для диалога людей разных поколений о подвиге, истории и будущем нашей страны. И в этой связи важно, что в пространстве музея проходят значимые мероприятия, презентуются новые проекты, проходят кинопремьеры.
– Елена Михайловна, какие крупные культурные события планируются в Подмосковье? Всем очень полюбился фестиваль «Лето. Музыка. Музей» в «Новом Иерусалиме». Когда он планируется в этом году?
– Думаю, что мы всё намеченное проведём обязательно. Во-первых, фестиваль искусств имени П.И. Чайковского с 1 по 11 июля. Это уже визитная карточка Подмосковья.
Во-вторых, обязательно состоится наш амбициозный фестиваль «Лето. Музыка. Музей». Дата определена – 14–18 июля. Благодарю президента фестиваля Максима Исааковича Дунаевского и художественного руководителя Василия Петренко за партнёрство и динамичное развитие проекта.
Признаюсь, мы задумали расширить его и совместно с режиссёром Алексеем Франдетти сделать большой оперный проект. Впервые реализуем нашу идею в этом году. Надеюсь, получится.
В-третьих, 21–22 августа пройдут наши любимые «Джазовые сезоны» Игоря Бутмана. Раньше их проводили в июне, но в прошлом году в связи с пандемией смогли провести их только в августе. И нам очень это понравилось. Очень хорошо прощаться с летом таким семейным фестивалем.
Всего намереваемся провести 44 областных, всероссийских и международных фестиваля. Будут и премьеры. Например, фестиваль кинопесни им. Олега Анофриева и фестиваль «Графика города». Этот проект позволит каждому художнику внести свой вклад в окружающее городское пространство, преобразив бетонные стены ДК, библиотек, ДШИ в арт-объекты.
Молодёжь ждёт от нас помощи и внимания. И мы наконец-то развернулись к ней лицом. В прошлом году реализован масштабный проект «Пространство танца», финал которого с большим успехом прошёл 13 сентября в парке «Пехорка» в Балашихе. На открытой площадке были представлены 8 танцевальных направлений уличной культуры. В фестивале участвовали более 500 танцоров, причём не только жители Московской области, но и гости из 12 городов России. В состав судей вошли известные хореографы страны. В новом году проект станет всероссийским. Финал будет проходить два дня на территории трёх подмосковных парков.
– Вижу, существующее мнение о консерватизме провинции сильно преувеличено.
– Культурная жизнь в провинции иногда интереснее, чем в столице. Ведь дело не в том, кто где живёт, а в ментальности каждого человека, в его выборе быть современным или жить вчерашним днём.
Например, месяц назад в музее «Новый Иерусалим» открылась выставка работ Брейгелей. Вы знаете, несмотря на отдалённость музея, на строгие меры безопасности, билеты распроданы на месяц вперёд, потому что столь масштабная выставка династии Брейгелей реализована в нашей стране впервые. За месяц на ней побывали более 9 тысяч посетителей.
Работает множество творческих резиденций и арт-пространств. Например, Арт-коммуналка для художников и писателей в Коломне, «Восход» в Черноголовке – первое в России муниципальное арт-пространство. В Сергиевом Посаде открылся арт-центр Трикотажка Place, где будут проводиться мастер-классы по керамике, росписи по дереву и рукоделию. В Орехово-Зуевском городском округе открыт крупный волонтёрский проект – творческая усадьба «Гуслица», а на территории креативного кластера «Стачка» – пространство коллективной работы «Точка кипения», где занимаются smart-экономикой, креативной индустрией.
– И последний вопрос. Сейчас в нашу жизнь активно входит цифра, с этим ничего не поделаешь. Как цифровизация изменила вашу жизнь, как вы со всем этим уживаетесь, с огромным потоком информации?
– Интернет и социальные сети сделали нашу жизнь абсолютно прозрачной, открытой посторонним взглядам. Я очень доступна для своих подписчиков, всегда отвечаю на комментарии и обращения в директ.
Наверное, я, как и всё нынешнее поколение чиновников, отличаюсь от своих предшественников. В выходные я много гуляю, езжу на интересные выставки, на спектакли, читаю книжные новинки и слушаю разную музыку. Пытаюсь найти что-то интересное в современном мире. Самое главное – улавливать настроение общества и актуальные темы в культуре и искусстве для себя и для Подмосковья.
«ЛГ»-ДОСЬЕ
Елена Михайловна Харламова, министр культуры Московской области. Родилась в Москве, окончила Институт международных социально-гуманитарных связей по специальности «Государственное и муниципальное управление». В 2003–2006 годах работала продюсером телеканала «МТV Россия», в 2006–2014-м – руководителем специальных проектов Первого канала. С 2014 по 2017 год занимала должность директора Центра культурных инициатив. В 2017–2019 годах была заместителем руководителя администрации губернатора Московской области.