Литературно-художественный, общественно-политический журнал «Север» скоро отметит своё 70-летие. В его истории немало ярких страниц. Так, в 1966 году, в бытность главным редактором Дмитрия Гусарова, «Север» открыл для читателей Василия Белова, опубликовав его повесть «Привычное дело». Здесь печатали свои произведения Фёдор Абрамов и Дмитрий Балашов, Даниил Гранин и Ольга Фокина… А в 2004 году, когда издание возглавлял Станислав Панкратов, в нём состоялся дебют одного из ярких представителей нового поколения прозаиков – Захара Прилепина. И это далеко не полный список громких писательских имён, связанных с журналом. Полтора года назад главным редактором стала поэтесса Елена Пиетиляйнен, автор сборников «Оттаявший свет» и «Время дождей». Сегодня Елена Евгеньевна отвечает на вопросы «ЛГ».
– Что изменилось в журнале с вашим приходом?
– В истории каждого периодического издания есть периоды «приливов» и «отливов». Известно, что в последние полтора десятилетия тиражи всех российских литературных журналов упали по сравнению, скажем, с 70–80-ми годами минувшего столетия. Эта тенденция не обошла и нас. Например, в Карелии, где издаётся журнал, в 2006–2007 годах было всего чуть более сотни подписчиков. И с этим нельзя было мириться. Глупо видеть причину такого невысокого читательского спроса только в низкой культуре населения. Поэтому, сохраняя традиции, журнал обновляется содержательно. Наряду с традиционными прозой, поэзией и публицистикой мы обращаемся к новым жанрам, темам, вводим новые рубрики.
Впервые на наших страницах появилась литература для детей и юношества. В 2008 году свои новые произведения представили такие известные писатели, как Владислав Крапивин и Андрей Усачёв. С размышлениями о роли детской литературы выступил Эдуард Успенский, по его рекомендации у нас дебютировал молодой москвич Алексей Олейников…
Другое нововведение – рубрика «Антология литературы Карелии», в которой представлен литературный «золотой фонд» нашей республики. Сегодня велик читательский интерес к документальным произведениям, литературе факта. Поэтому появилась рубрика «Личный архив». Памятуя о былом громком успехе журнала «Вокруг света», мы ввели рубрику «С другой стороны», в которой наши соотечественники делятся своими впечатлениями о дальних странах. Краеведческая рубрика «Милая малая родина» позволила открыть немало интересных фактов, связанных с нашим краем, а «Неизвестное об известном» – с неожиданной точки зрения увидеть какие-то исторические фигуры и события. Обновился и «Дискуссионный клуб». Рубрика «Литературный перекрёсток» помогает держать читателя в курсе крупных событий в области словесности.
Читателям интересно не только какое-то литературное произведение, но и личность автора. Поэтому появившаяся в прошлом году рубрика «Интервью на заданную тему», где представлены крупные имена, вызвала заметный читательский резонанс. Немало откликов получило искреннее, почти исповедальное интервью с Евгением Евтушенко. А ведь, несмотря на свои многолетние связи с Карелией, в «Севере» он впервые опубликовал свои новые стихи только в прошлом году. Как, впрочем, и Александр Кушнер. В первом номере этого года читатель встретится с Евгением Поповым, Вильямом Козловым, дебютантами из Карелии.
– Сегодня писательское сообщество расколото на разные союзы и объединения. Отражается ли это на политике журнала в выборе авторов?
– Мы исходим из того, что для читателей нет ни левых, ни правых, ни своих, ни чужих. Главный наш критерий – художественный уровень произведения. Поэтому мы стараемся привлекать тех, кто интересен читателю, независимо от членства в каком-либо союзе. Кстати, недавно в Москве у меня состоялся интересный разговор с Фазилем Искандером, который и будет представлен в ближайших номерах.
– Такое обилие крупных писательских имён на страницах журнала впечатляет. Чем вы заманиваете этих авторов?
– Не поверите, но – не деньгами. Конечно, мы надеемся, что в будущем с увеличением тиража появится возможность платить хорошие гонорары. Но сегодня я искренне благодарна писателям, откликнувшимся на мою отчаянную просьбу о сотрудничестве. Например, меня часто спрашивают, почему такой известный автор, как Владислав Крапивин, решил опубликовать свою новую повесть не в столичном журнале?.. Дело было так: я позвонила Владиславу Петровичу в Тюмень, где он сейчас живёт, и простодушно попросила для публикации его новую рукопись. Поскольку лично мы незнакомы, сначала он не хотел со мной говорить, отсылал к своему московскому литературному агенту. Я пыталась объяснить, что нашим юным читателям просто необходима его пронзительно чистая проза. Мне казалось, что писатель повесит трубку, но ему стало интересно, наверное, с какой луны я свалилась. Мы проговорили больше часа. О литературе. О современной молодёжи. О моих редакторских трудностях. Так, повесть «Дагги-Тиц» появилась в нашем журнале. Теперь мы с Владиславом Петровичем часто общаемся по телефону, хотя лично никогда не встречались. И очень приятно, что в своих многочисленных предъюбилейных интервью (писателю исполнилось 70 лет) он с теплотой говорил о нашем издании.
– «Север» – журнал региональный. Какое место в нём занимает литература Северо-Запада и Карелии?
– Приоритетное. Хотя, повторяю, при отборе рукописей главный критерий – качество текста. Читателю не важно, карельский писатель или московский. Важно то, что и как им написано.
– Тираж издания за прошлый год заметно увеличился. Только ли в результате обновления содержания?
– Не только. В течение года мы провели множество творческих встреч с читателями как в Петрозаводске, так и в районах республики, в основном в молодёжной среде – ведь любовь или, скорее, привычка к чтению закладывается в юности. И к нам потянулись молодые читатели! На нашем сайте открыли «Литературную мастерскую» для начинающих авторов, в которой обсуждаются присланные тексты, даются рекомендации юным сочинителям.
– Не связана ли ваша ориентация на молодёжь и подростков с вашим прошлым педагогическим опытом? Опытом, кстати, успешным: в середине девяностых вы стали победителем конкурса «Учитель года России» среди словесников, защитили кандидатскую диссертацию по педагогике...
– Наверное, связана. Меня, например, беспокоит, что в последнее десятилетие из образования ушла культура. Образование не может считаться таковым без культурной составляющей. Образование, как известно, – то, что остаётся, когда всё выученное забывается.
– Журнал выходит с цветными иллюстрациями, высок и уровень полиграфии, что неизбежно сказывается на себестоимости издания. Кто оказывает финансовую поддержку?
– Поддерживает учредитель – правительство Карелии в лице Министерства культуры. Но, как показывает мой опыт общения с коллегами из других областей, нам выделяется денег не больше, чем другим аналогичным изданиям. Надо сказать также, что план по собственным доходам нам удалось перевыполнить в минувшем году более чем на треть – журнал кроме Карелии выписывают ещё в 39 регионах России. Плюс экономия за счёт минимального штата – творческих работников всего два человека…
– То есть расслабляться вам не приходится. Не мешает ли это вашему поэтическому творчеству?
– А расслабляться мне и раньше не приходилось. Сегодня ведь очень немногие живут чисто литературным трудом. Что касается поэзии, то подготовила новый сборник стихов «Предощущение», подала его на конкурс программы книгоиздания в Республике Карелия, получила хорошие отзывы экспертов и… отозвала рукопись. Почему? Считаю, что в условиях дефицита бюджетных средств я, будучи председателем Союза писателей Карелии, не имею морального права создавать конкуренцию другим писателям. Моя задача – поддерживать тех, кто испытывает трудности с публикацией своих произведений.
Беседу вёл