Об отдельных искривлениях нынешней политической линии
, доктор юридических наук, профессор Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации
Политика, проводимая нынешней российской властью, отнюдь не свободна от ошибок и просчётов. При этом речь, к сожалению, идёт не о мелких изъянах в политическом курсе, не о досадных и легкопоправимых недостатках и погрешностях в работе, не о тактических упущениях и оплошностях. Речь о принципиальных ошибках на наиболее значимых стратегических направлениях, о заблуждениях, которые в долгосрочной перспективе вполне могут привести к трагическим, более того, непоправимым последствиям.
Критика, которой подвергается российское руководство как из-за рубежа, так и со стороны различного рода оппозиционных сил внутри страны, нередко (хотя, разумеется, далеко не всегда) оказывается неконструктивной и нечистоплотной.
Я далёк от мысли, что весь российский политический класс представлен исключительно людьми нечестными, малограмотными и безучастными к судьбам Родины. Напротив, полагаю, что определённая часть властвующей элиты хочет и может осуществлять руководство социумом ответственно, профессионально и во благо Отчизны.
Критические соображения могут быть сгруппированы по следующим основным направлениям.
Первое
ОБМАНЫ СВОБОДНОГО РЫНКА
Накопленный на сегодняшний день у различных стран и народов поистине гигантский опыт жизни в условиях рыночной экономики вполне достаточен для того, чтобы прийти к твёрдому и однозначному выводу: саморегулирующийся рынок на современном этапе исторического развития абсолютно невозможен.
Строго говоря, полностью саморегулирующийся рынок нигде и никогда в прошлом не существовал. Вера в непогрешимую рациональность, чёткость и бесперебойность функционирования рыночных механизмов не имеет под собой никаких оснований. Об этом лишний раз красноречиво свидетельствует разразившийся мировой финансово-экономический кризис. На этом же настаивают многие видные отечественные учёные. «Предоставленный самому себе, лишённый поддержки нерыночных социальных факторов, прежде всего политической опоры на государство, – подчёркивает член-корреспондент РАН Г.В. Мальцев, – современный рынок стагнирует, кренится и падает, «выращивает» в себе кризисы, инфляции и прочие беды».
Таким образом, именно сегодня рынок, по своей структуре представляющий чрезвычайно сложное, многоуровневое и при этом поразительно динамическое, интенсивно эволюционирующее явление, особенно нуждается в эффективном воздействии не только со стороны гражданского общества, но главным образом и в первую очередь со стороны государства. Понимания этого явно не хватает власть имущим нашей страны.
Кроме того, рыночная система, предоставленная сама себе, не обеспечивает и не может обеспечить соблюдение такого важнейшего принципа, как принцип социальной справедливости. И это обусловлено не злой волей отдельных лиц или классов, а самой сущностью капиталистического социально-экономического строя. При капитализме, тем более без мощного регулирующего воздействия со стороны государства, социальная справедливость в полной мере недостижима в принципе.
Между тем, по удачному выражению итальянского историка и государственного деятеля XVIII–XIX вв. Пьетро Коллетта, «справедливость необходима народу более, нежели цивилизация». Это настойчивое желание «жить по совести», неизменное стремление всегда и во всём, в делах и помыслах соответствовать истине, непреодолимая тяга к справедливому решению как вопросов повседневной жизни, так и жизненно важных проблем особенно характерны для русского менталитета.
Отсюда следует, что правящая элита любого и уж тем более нашего государства призвана, пользуясь выражением крупного американского учёного, лауреата Нобелевской премии 2001 г. по экономике Дж. Стиглица, не только корректировать провалы и ограниченность рынка, но и предпринимать весьма энергичные усилия, направленные на то, чтобы последовательно и неуклонно воплощать принцип социальной справедливости в жизнь. Кстати, этот принцип самым прямым и непосредственным образом связан с моральной легитимностью любой публичной власти.
Наконец, рыночные отношения, как тяжёлый недуг поразившие весь российский общественный организм, соответствующие этим отношениям ценностные ориентиры и идеологические принципы в значительной степени враждебны общественному прогрессу.
Дело в том, что многочисленные и разнообразные субъекты, действующие в рыночной системе, вынуждены подчиняться её правилам и законам.
Когда безраздельно господствует мораль исторически безответственного, потребительски ориентированного человека, чуждого духовности, когда торжествует принцип «всё продаётся и всё покупается», «всё имеет свою цену», обессмысливаются, в значительной мере утрачивают право на существование все иные человеческие ценности, всё то, что в принципе не поддаётся или почти не поддаётся измерению в денежном эквиваленте.
В результате рыночная система относится настороженно, в лучшем случае равнодушно, к искусству и литературе, академическому образованию, фундаментальной науке и т.п. А сдержанное или негативное отношение к названным и другим формам духовной деятельности, в сущности, равносильно препятствованию общественному прогрессу.
Более того, капитализм без всякого энтузиазма, совершенно безразлично относится и к любым начинаниям, рассчитанным на долгосрочную перспективу и сулящим выгоды лишь в отдалённом будущем, возможно, не нынешнему, а последующим поколениям. Буржуа (тем более доморощенный) нацелен на получение прибыли в ближайшее, желательно самое ближайшее время. Вряд ли кто-либо в состоянии заинтересовать его предложением вложения денежных средств в предприятие, которое принесёт отдачу лет так через пятьдесят. Разве что это будет уж очень нетипичный представитель своего класса.
Учитывая изложенное, российский политический класс должен во что бы то ни стало твёрдо усвоить следующую непреложную истину.
Именно он, будучи, по сути, олицетворением современного Российского государства, несёт основное бремя ответственности и за продвижение нашего общества по пути прогресса, и за реализацию крупномасштабных экономических проектов, нацеленных на обеспечение благосостояния будущих поколений.
Только государство в состоянии обеспечить всемерную поддержку, устойчивое развитие фундаментальной науки, академического образования, искусства и литературы, других форм деятельности. В невежественно-убогом восприятии магнатов капитала они представляются не более чем аристократической блажью, нелепой причудой, не обещающей никаких непосредственных выгод.
Второе
КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА
Драматизм ситуации заключается не в том, что кадровая политика бездарна, а в том, что она, по всей видимости, отсутствует в принципе.
Деятельность в этой сфере (именно деятельность, иначе выразиться невозможно) осуществляется крайне бессистемно и, что гораздо хуже, удручающе беспринципно. Ни для кого не секрет, что торговля государственными должностями стала у нас в стране обычной, широко распространённой практикой. В лучшем случае на руководящие посты назначаются друзья, однокашники, сослуживцы, знакомые того или иного видного политического деятеля, чиновника или их родственников.
Подобного рода практика неизбежно ведёт как минимум к двум следствиям.
Многие из назначенцев оказываются совершенно непригодны к осуществлению управленческих функций, а некоторые, что куда страшнее, действуют на новом поприще безнравственно – исключительно в собственных, своекорыстных, а отнюдь не государственных интересах.
Политическая элита России буквально с каждым днём становится всё более и более закрытой.
Губительность для страны первого следствия очевидна. О пагубности второго необходимо сказать несколько слов.
В принципе в том, что политическая элита с течением времени становится всё более и более закрытой, нет ничего удивительного и неожиданного. Правящие круги любого государственно организованного социума естественным образом стремятся к самовоспроизводству, то есть к передаче своей власти и соответственно столь ценной и потому столь желанной возможности пользоваться разнообразными преимуществами, которые она предоставляет, либо по наследству, либо тем, кому они считают целесообразным.
Недаром итальянский политолог XIX–XX вв., один из основателей теории элит Г. Моска, утверждал, что «все правящие классы стремятся стать наследственными если не по закону, то фактически».
Поэтому, однажды выделившись и возвысившись, господствующая элита предпринимает огромные усилия для осуществления тотального контроля над процессом обновления своих рядов. Она старается не слишком их расширять и не пускать в них лиц, рассматриваемых в качестве «чужаков». При устойчивом состоянии, стабильном функционировании общественной системы ей это в подавляющем большинстве случаев удаётся.
В таких условиях пополнение правящего класса происходит в основном за счёт него самого. Пришедшая к власти элита с течением времени становится всё более и более закрытой.
Между тем совершенно очевидно, что правящий класс должен непрерывно обновляться, ему необходим приток «свежей крови», приток новых людей, идей и взглядов, ибо в этом – залог его жизнеспособности и эффективности. Он ни в коем случае не должен препятствовать перманентному и энергичному кооптированию в свои ряды наиболее интеллектуальных, талантливых и нравственных членов общества.
В противном случае неизбежны социальные катаклизмы, которые в конечном счёте вполне могут оказаться губительными как для самой господствующей элиты, так и, что куда более трагично, для управляемого ею государства. В истории человечества найдётся великое множество примеров именно такого развития событий.
Конечно, нельзя не признать, что государство может быть сильным и могущественным и в том случае, когда его правящая элита является закрытой. Но дело в том, что таковым оно будет оставаться весьма непродолжительное время. Закрытость элиты неизбежно ведёт к ослаблению государства.
Иными словами, сильное, жизнестойкое, дееспособное государство обеспечивает привлечение к государственному управлению наиболее достойных представителей нации.
Люди из различных социальных слоёв, благодаря своим талантам и трудолюбию достигшие значительных высот в той или иной области общественной жизнедеятельности, те, кто, по общему признанию, составляет цвет нации, должны активно участвовать во власти.
Именно сегодня в связи с усложнением процессов социального управления многократно возрастает потребность в принятии на государственном уровне ответственных и компетентных решений. Сегодня особенно необходима система мер, гарантированно обеспечивающая постоянное и значительное присутствие в органах власти лиц, в чьих высоких интеллектуальных и моральных качествах не приходится сомневаться. Такая система, само собой разумеется, должна быть закреплена законодательно. Желательно – на конституционном уровне. Примером может быть Конституция Италии.
Ответственность за формирование такой системы и её законодательное закрепление лежит, разумеется, в первую очередь и главным образом на самой политической элите, на высшем руководстве страны. Можно с сожалением констатировать, что в настоящее время для этого не делается практически ничего.
Кроме того, правящему классу нашей страны в самом ближайшем будущем необходимо решить ещё одну не менее сложную и чрезвычайно важную кадровую задачу. Речь идёт о его самоочищении, о давно назревшей потребности в решительном изгнании из своих рядов довольно значительной части политических деятелей, руководящих работников, чиновников.
Мы имеем в виду ту его часть, которую ни при каких обстоятельствах нельзя охарактеризовать как национально ориентированную и национально ответственную.
Её хорошо известные представители являются не более чем эпигонами мироустроительных концепций, этических ценностей и установок, составляющих идеологический базис современной западной цивилизации, очевидно находящейся по многим важнейшим показателям в глубочайшем кризисе. Они, будучи во всех отношениях ориентированы исключительно на Запад, меньше всего озабочены потребностями руководимого ими социума, нуждами и чаяниями народа. Зато чрезвычайно восприимчивы к собственным материально-финансовым обретениям и потерям, одержимы стремлением достижения успеха, невзирая ни на какие нравственные запреты и ограничения.
Им неведомы иные разновидности человеческих мотиваций, кроме своекорыстных. Чувства долга, ответственности перед нацией, призванности служению Отчизне и даже любви к Родине им несвойственны, порою совершенно чужды. Они – воинствующие космополиты, исповедующие принцип: Ubi bene, ibi patria («Где хорошо, там и Родина»). Эти люди превратили бойкую и беззастенчивую торговлю национальными интересами в умело организованный, прекрасно отлаженный и прибыльный бизнес. Они заняты разбазариванием или же попросту банальным «проеданием» сырьевых запасов, миллионы лет накапливаемых природой, и богатств культуры, создаваемых гигантскими творческими усилиями предшествующих поколений на протяжении столетий, а то и тысячелетий. О необходимости сохранения и приумножения этих богатств они даже не помышляют.
Разумеется, от таких людей надо решительно избавляться. Российская властвующая элита должна быть подвергнута процедуре тщательного очищения, целью которой будет её превращение в корпорацию лиц, воодушевлённых идеей безусловной приоритетности национальных интересов над какими бы то ни было другими, обеспечения процветания и благоденствия собственной страны.
Третье
ПОЛИТИКА И ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ
Любая власть в силу своей природы стремится к усилению своих позиций, к самоупрочению. И это можно только приветствовать, ибо альтернативное общественное состояние – безвластие, анархия, хаос – грозит гибелью всему обществу.
Для нормальной жизнедеятельности общественного организма власть должна быть способна организовывать, привлекать, если угодно, мобилизовывать всё население.
Она ни при каких обстоятельствах не вправе допустить, пользуясь выражением выдающегося отечественного философа и политолога А.С. Панарина, «иссякание дефицитнейшей из всех космических энергий – человеческого энтузиазма».
Правящий класс должен быть в состоянии умело, искусно нацеливать, направлять, ориентировать деятельность разнообразных и, как правило, разрозненных и разобщённых институтов гражданского общества. Иными словами, господствующая элита должна пользоваться поддержкой и доверием большинства, желательно подавляющего большинства народа, твёрдо уверенного в правильности принимаемых ею решений, справедливости и разумности проводимой политики и воспринимающего существующие государственные органы и учреждения как абсолютно легитимные.
А для этого необходима власть над умами. Притом власть над умами, разумеется, не только достигнувших и успешных (они и так поддерживают правящую элиту), но и проигравших, обездоленных и потерпевших, переживающих нищету, бесправие, униженность и безысходность. То есть тех, коих в нашей стране, к сожалению, великое множество.
Таким образом, те, кто держит в руках бразды государственного правления, должны помимо власти политической и экономической располагать и значительной долей власти духовной.
Духовную власть, как известно, осуществляет интеллигенция. В прежние времена это была функция церковной, сейчас же в основном светской интеллигенции. Заметим, что первостепенное значение здесь имеет нравственное измерение. Интеллигенцию в данном случае следует рассматривать не только и не столько как обладательницу специальных знаний и профессиональных навыков, а прежде всего и главным образом как хранительницу рафинированной духовности и возвышенных устремлений. «Под интеллигенцией нельзя понимать носителей одних только высокоспециализированных функций, – пишет замечательный мыслитель А.С. Панарин, – относящихся к эмпирическим заботам общества. Духовная власть – власть над умами – осуществляется не ими, а теми, целью которых является не функция, а воодушевление: кто озабочен проблемами высшего смысла и высших целей». Именно такие личности, на наш взгляд, представляют собой истинную интеллигенцию.
Конечно, в обществе больном, развращённом и безнравственном, насквозь пропитанном грубым утилитаризмом, чувствительном исключительно к материальным нуждам и обретениям, властителями дум, законодателями мод и нравов, общепринятых правил поведения становятся субъекты, не имеющие к интеллигенции ни малейшего отношения. Но как только общество выздоравливает, избавляется от недуга голого практицизма, интеллигенция вновь обретает господствующее положение в духовной сфере.
Итак, и для упрочения своих позиций, и для прогрессивного развития социума государство в лице правящей элиты вынуждено привлекать на свою сторону светскую и церковную интеллигенцию.
Иногда нынешнему господствующему классу это в общем и целом удаётся, хотя зачастую он действует грубо, неуклюже, неумело и все его попытки на этом поприще оказываются тщетными.
Отчего так происходит? Основная причина этого своеобразного проклятия обладателей политической и экономической власти, безуспешно пытающихся «приручить» своих аналогов в сфере духовной, коренится в глубинных закономерностях и парадоксах исторического процесса. Правящей элите всегда трудно договориться с интеллигенцией, найти у неё столь необходимые для упрочения своих позиций понимание и поддержку.
И всё же, несмотря на объективную невозможность полного слияния власти политической и экономической элиты с властью духовной, их частичное объединение осуществимо, а главное – совершенно необходимо.
Половинчатость политики господствующего класса нашей страны в отношении интеллигенции проявляется в том, что он сегодня поддерживает лишь одну часть этой социальной группы – священнослужителей, всячески демонстрируя свою благожелательность, почтение, стремление к сближению и сотрудничеству. И совершенно игнорирует её светскую часть, в особенности представителей академической и вузовской науки.
Налицо явная недооценка роли и влияния в обществе светской интеллигенции. Российской политической элите необходимо коренным образом пересмотреть своё отношение к светской интеллигенции.
Власть над умами и душами людей, столь необходимая современному государству, предполагает не только активную поддержку со стороны интеллигенции.
Необходима государственная идеология. Более того, при этом совершенно не важно, провозглашена ли она официально и закреплена ли законодательно или нет. Главное, чтобы она существовала фактически и воспринималась, одобрялась и поддерживалась большинством народа. Для этого государственная идеология должна быть не только чётко и ясно сформулирована и понятна населению. Но и обеспечена целым комплексом разнообразных и эффективных мер по её пропаганде, внедрению в сознание масс. И в том и в другом, кстати, огромная роль принадлежит опять же интеллигенции.
Несомненно, перечисление ошибок российской политической элиты можно было бы продолжить, но именно отмеченные представляются нам наиболее значимыми, а главное – требующими скорейшего исправления. Без этого немыслимы возрождение России, её дальнейшее поступательное развитие, предполагающее творческое созидание качественно новых общественных форм, коренным образом меняющее сложившуюся тревожную ситуацию.
Код для вставки в блог или livejournal.com:
КОД ССЫЛКИ: