Такого дирижёра у нас ещё не было
Начало сезона необычайно украсило явление дирижёра Емельянычева. Он управлял оркестром «Новая Россия» и вместе с пианистом Лукасом Генюшасом тревожил Шопена и Моцарта. Когда он появился на сцене, все подумали, что это какая-то ошибка, таких дирижёров не бывает – лёгкий, стремительный, школьник по виду, он даже не шёл, а летел. Как сказочный принц из Андерсена. Я подумал, что где-то уже его видел. Да, на картине московской художницы Тамары Глытневой «Музыкант», приобретённой известным коллекционером живописи Валерием Хилтуненом. За что коллекционера не кормили дома месяца два. Он явно из этого поэтического сюжета. Взлетев на своё рабочее место, дирижёр Емельянычев поощрительно улыбнулся ошеломлённым слушателям и извлёк из недр изящного, как он сам, костюма две удивительные ладони-аристократки. Они тут же взмыли вверх, слушатели замерли как перед необычайным фокусом, и началась увертюра Моцарта к опере «Дон Жуан». Выяснилось, что дирижёр Емельянычев, собственно, и состоит из этих двух необыкновенно чутких ладоней: они были то повелительными, то нежными, то к чему-то важному взывали, то поощряли, то требовали… Впервые за многие годы мне было интересно взволнованное, трепетное существование дирижёрских ладоней, так ясно и откровенно повествующих о состояниях юного мастера и о том, что именно ему хочется всем нам сказать. Ради справедливости надо заметить: не всё гладко у дирижёра Емельянычева при всей сказочности облика. Не удаются, как мне показалось, финалы – он сыграл с оркестром ещё и увертюру Моцарта к опере «Похищение из сераля», не всегда уверенны взаимоотношения с солистом. Солистом выступил лауреат международных конкурсов Лукас Генюшас. Исполнялись концерты Первый и Второй Фридерика Шопена. Способный, интересный пианист, но, чувствуется, флегматик по характеру, и это иногда, совсем не вовремя, погружает его в какие-то посторонние раздумья, он уносится мыслями из зала Чайковского в неизвестность, что скрыть невозможно: теряется динамика, замысел вязнет, краски исчезают, звук становится формальным и неинтересным. Так случалось, к сожалению, не раз, особенно во второй части Первого концерта. Правда, пианист, щедро поощряемый дирижёром, тут же спохватывался, и вот уже тогда слушать его было одно удовольствие.
Максим Емельянычев, происходя из Дзержинска, ему двадцать три года, мог бы посвятить себя химии или атомной физике. Слава Богу, этого не случилось. Он ученик народного артиста СССР Геннадия Николаевича Рождественского. Разнообразно способный человек. Очень оживил ситуацию. Как-то «очеловечил» властное дирижёрское присутствие. И все сразу это ощутили и с не меньшим азартом, чем сам дирижёр, отправились в сочинения Моцарта и Шопена.
В сентябре в зале Чайковского играл Вадим Репин с оркестром «Виртуозы Москвы». Исполнялись Концерт № 5 для скрипки с оркестром ля мажор Моцарта (К-219) и Концерт ре минор Мендельсона. Очень опытный и талантливый музыкант, для которого уже нет секретов в избранном однажды инструменте. Это заметно по его весьма уверенному присутствию на сцене. Но вот что удивительно: сыграно всё было как бы безупречно, но скучно невероятно. Чего-то не случилось в этот вечер. Как, оказывается, коварна музыка, даже если речь идёт о заслуженно именитых исполнителях. Никаких индульгенций!
В свой юбилейный год в сентябре симфонический оркестр Московской филармонии под управлением народного артиста СССР Юрия Симонова играл симфоническую поэму Рахманинова «Остров мёртвых» по картине А. Бёклина, его же Рапсодию на тему Паганини, Второй концерт Равеля для фортепиано с оркестром (для левой руки). Солировал Николай Луганский. Хорошая программа, нечасто исполняемые произведения, что всегда привлекает. Николай Луганский, как всегда, продемонстрировал умеренность и аккуратность.
На сцене зала Чайковского объявлялись ещё солисты Московской филармонии Филипп Копачевский и Павел Нерсесян. Два рояля в сопровождении очень приличного консерваторского оркестра (художественный руководитель и главный дирижёр – Анатолий Левин). Играли концерты Моцарта и Пуленка. Посвящалось действо юбилею профессора Московской государственной консерватории им. Чайковского Сергею Леонидовичу Доренскому. Что можно сказать – юбиляр заслуживал лучшего.
Объявлены условия IV Международного конкурса пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко. На этот раз он пройдёт в Екатеринбурге с 25 июня по 8 июля 2012 года. В составе жюри известные пианисты и педагоги – Эльжбета Стефаньска-Лукач (Краковская академия музыки), профессор Глинка (Берген, Норвегия), известный венгерский пианист Тамаш Вашари, профессор Марианн Рубицкий (Париж), преподаватель ЦМШ при Московской государственной консерватории им. Чайковского Кира Шашкина и другие. Состоятся Юношеский и Основной конкурсы. Как обычно, конкурс проводит Фонд Ельцина. Все, кто знал и слышал Веру Августовну Лотар-Шевченко, очень рады новому адресу – здесь начиналась история беспримерного возвращения в музыку известной французской пианистки. В телефонном разговоре с ректором Уральской государственной консерватории им. Мусоргского, пианистом, заслуженным артистом России Валерием Шкарупой выяснилось, что ещё уцелели записи её концертов. А я помню, как трогательно принимали в прошлом году в Нижнем Тагиле лауреатов конкурса – в этом городе никому не надо объяснять, кто такая Вера Лотар-Шевченко. Будем надеяться, что объявленный конкурс, как всегда, назовёт имена новых талантливых молодых пианистов и дирижёру Емельянычеву будет с кем иметь дело.