Ярким страницам истории Ленинградского-Петербургского телевидения, 70-летие которого отмечается нынешним летом (7 июля 1938 года началось регулярное вещание ОЛТЦ – Опытного Ленинградского телевизионного центра) посвятила свою книгу Лидия Алёшина. Долгие годы она возглавляла один из самых замечательных коллективов Лентелевидения – творческое объединение «Лентелефильм», пик деятельности которого пришёлся на 70–80-е годы минувшего века.
Более тысячи лент – документальных, игровых, музыкально-концертных, уникальных фильмов-балетов, экранизация классики – вот что такое «Лентелефильм»! Бесценный фонд, эталонная для вещания продукция, отдельные произведения коей и сегодня иногда прорываются на экраны из глубин исторических телевизионных недр.
В заметках Л. Алёшиной выпукло представлена деятельность телефильмовских режиссёров – В. Виноградова, Л. Цуцульковского, В. Окунцова, А. Каневского, О. Рябоконя, К. Артюхова. И 5-му и 100-му каналам – преемникам питерского ТВ – стоит чаще и подробнее обращаться к их творчеству и вообще к творческим открытиям прошлых лет. Рассказывается о лентах с участием Н.П. Бехтеревой, о первом отечественном шоумене (хотя тогда и слова-то такого в ходу не было) Ираклии Андроникове, о замечательной художнице – сценографе и «телекинографе» Ларисе Лукониной, о журналисте и организаторе телеэфира Б.А. Маркове, о легендарных режиссёрах И. Масленникове и А. Белинском. Книга Алёшиной – эхо их замечательных работ, подлинное свидетельство славной истории Ленинградского-Петербургского ТВ, живые факты, позитивные эмоции, настоящие герои – то, чего так не хватает современному экрану.
Помимо фильмов-портретов, проблемных документальных лент при Алёшиной «Лентелефильм» совершал нечастые, но успешные прорывы в художественное кино: Пётр Фоменко снял «На всю оставшуюся жизнь» по повести Веры Пановой «Спутники», Л. Цуцульковский – «Село Степанчиково», О. Рябоконь – «Эзопа» и «Физиков». В это время зазвучали телеоперы В. Окунцова «Моя Кармен», «Алеко», «Отелло», родились телебалеты А. Белинского и Д. Брянцева «Галатея» и «Старое танго». Перед читателем предстаёт образ главного редактора, о котором можно только мечтать, – умного, вдумчивого, не без авантюризма, но расчётливого и рассчитывающего. В общем, человека на своём месте. Нетрудно догадаться, что это качества самого автора книги заслуженного работника культуры Лидии Ивановны Алёшиной. И ныне неуёмная энергия заставляет её постоянно сотрудничать с газетой «СК новости» (Союза кинематографистов), интересоваться жизнью питерских телевизионщиков и писать книги.
, доцент факультета журналистики СПбГУ