Научное издательство «Большая Российская энциклопедия» существует с 1925 года, в разные периоды именовалось «Большая Советская энциклопедия» и «Советская энциклопедия». В настоящее время основные усилия издательства направлены на выпуск 30-томной Большой Российской энциклопедии. О работе над этим и другими проектами рассказывает ответственный редактор Сергей КРАВЕЦ.
– На днях вышел из печати 11-й алфавитный том Большой Российской энциклопедии, который заканчивается статьёй «Ислам». Сейчас мы работаем над буквой «К», а это весьма значимый рубеж в энциклопедическом деле. В августе сдаём следующий, 12-й, том, он будет заканчиваться статьёй «Канада». В Православной энциклопедии вышло уже 17 томов, завершается работа над 18-м. Таким образом, Православная энциклопедия лидирует по числу томов, а БРЭ – по количеству статей.
– Как можно сформулировать основное различие между этими двумя энциклопедиями?
– БРЭ – кодифицирующая энциклопедия, она подводит итоги накопленного знания, опираясь на отраслевые энциклопедии, научные труды, отсылая читателя к обширной библиографии по каждой теме. Впервые в истории у нас почти 100 процентов статей – новые. Лишь изредка мы можем опираться на статьи, ставшие уже классическими и посвящённые темам, по которым в последние десятилетия не было научного продвижения, например, античности или средневековой философии.
А Православная энциклопедия – отраслевая, исследовательская. Там опереться не на что, ведь в течение 80 лет церковной науки у нас практически не было. Зачастую трудно посоветовать читателю, куда обратиться за дополнительными сведениями, поэтому в статьях степень детализации выше. Поскольку я читаю статьи обеих энциклопедий, то порой ловлю себя на мысли, что вот эту, к примеру, статью Православной энциклопедии, будь она в БРЭ, я бы не пропустил, слишком она детализирована. И наоборот.
– Сейчас выходит множество популярных энциклопедий, что можно о них сказать?
– Не все сейчас понимают роль энциклопедий, а ведь они представляют собой фундамент и несущие конструкции для будущего развития науки. Здание науки похоже на башню, и для того, чтобы она была устойчивой, необходимо время от времени устанавливать такие вот опорные конструкции, придающие жёсткость и прочность. Эту функцию и выполняют универсальные научные энциклопедии. А в последнее время резко увеличился информационный поток. И так же, как маленький ручеёк может быть кристально чистым, а после дождя превратиться в мутный поток, несущий всевозможный мусор, так и в информационной сфере появилось множество сомнительных псевдоэнциклопедий и порталов. Там никто не отвечает ни за достоверность фактов, ни за их актуальность. Помню статью из подобного издания об одной известной советской балерине, где правильным оказалось только её имя. Всё остальное – её награды, названия балетов, имена композиторов – переврали! Такой мутный поток всевозможных «новейших» и «супер»энциклопедий пугает. Но если известная энциклопедия «Британика» в последнее время сама пошла по американскому пути упрощения, то БРЭ остаётся ближе к немецким энциклопедическим традициям, знакомым российскому читателю со времён Брокгауза.
– Как происходит подготовка материалов для Большой Российской энциклопедии?
– Над ней работает очень квалифицированный авторский коллектив, и технология издания у нас очень жёсткая. Это дорого, но зато мы можем, не кривя душой, сказать, что Большая Российская энциклопедия сама достоверность. Каждая статья, прежде чем быть одобренной, проходит, как говорится, огонь, воду и медные трубы. Вот автор принёс статью, мы отправляем её на рецензирование, по итогам которого вносятся необходимые исправления, потом статья попадает в соответствующую научную редакцию, где опять же редко какая статья принимается с первого раза, далее она проходит службу проверки, службу транслитерации, службу библиографии, литературный контроль, словник, сверяющий отсылки к другим статьям, корректуру. Затем – смежное чтение. Так, статью о Ломоносове, подготовленную редакцией физики, будут читать редакции истории, философии, химии, техники, литературы, проверяя факты, относящиеся к соответствующим темам. Всё прошла – образуется так называемый оригинал, который сдаётся в выпускающую редакцию, и снова идёт по тому же кругу: служба проверки, транслитерации, литконтроль, корректура. Затем он попадает в главную редакцию и идёт по третьему кругу проверок, потом на вёрстку, а готовую вёрстку снова читают все насквозь. Конечно, в миллионах фактов, содержащихся в каждом томе, бывает что-то и проскочит, но это будет, допустим, одна опечатка на 600 страниц. Непрофессиональные энциклопедии, издаваемые на коммерческой основе, не могут себе позволить такую технологию.
– Где вы находите сотрудников необходимой квалификации?
– У нас три источника кадров. Часть людей осталась со времён БСЭ. Два других источника – это МГУ и Российская академия наук. Редакция БРЭ – 200 человек, но это в три раза меньше, чем работало над БСЭ. Сейчас мы выпускаем три тома в год, надеемся, что вскоре удастся выпускать по четыре тома за счёт новых издательских технологий, не меняя нашей схемы работы.
– Сильно ли отличается Большая Российская энциклопедия от своей советской предшественницы?
– БСЭ в значительной степени была энциклопедией разрушения. Какие исторические личности были в ней прежде всего представлены? Всевозможные борцы, террористы, а то и просто бандиты наподобие «помощника Степана Разина по экспроприации», можно догадаться, что это за человек был… В БРЭ предпочтение отдаётся людям созидательного труда. В неё вошли целые общественные слои, которым раньше внимания почти не уделялось, – предприниматели XVIII–XIX веков, которые создавали хозяйство России, министры, руководители департаментов. В статьях по всеобщей истории стало меньше идеологии, теперь история Франции будет преподноситься не как история Парижской коммуны и Французской компартии, а как положено – развитие государства, экономика, культура, памятники архитектуры.
– Повлиял ли на вашу деятельность общий кризис чтения?
– Да, эту тенденцию приходится учитывать, поэтому мы приступили к работе над созданием интернет-портала «Знание», не дожидаясь выхода всей бумажной энциклопедии. Человек сейчас стал меньше пользоваться книгой, предпочитая другие источники информации. Последствия негативны: ведь комиксы или фильмы навязывают готовые образы, а чтение текста стимулирует мыслительную деятельность и формирование собственных образов. Но я думаю, что человечество просто так литературу не отдаст и постепенно установится равновесие. В электронную сферу уйдут справочники, а художественная литература, дающая возможность сопереживать, и научная, над которой надо думать, останутся традиционными.
Страницу подготовила